О роли Русской Православной Церкви в формировании социальной ответственности общества о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации

03.12.2014
 О роли Русской Православной Церкви в формировании социальной ответственности общества о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации

ДОКЛАД

О роли Русской Православной Церкви в формировании социальной ответственности общества о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации

 

иеромонах Никандр (Горбатюк),

секретарь Якутского епархиального управления,

благочинный Городского округа

 

Жизнь в Церкви Христовой — есть непрестанное служение Богу и людям. К этому высокому и ответственному служению призывается весь народ Божий и вследствие этого, члены тела Христова, участвуя в общем служении, каждый на своем месте, должны выполнять и свои особые функции. Для этого нелегкого дела Господь вручил каждому из нас особый дар для служения обществу. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Будучи членами Церкви мы должны понять, что наше служение обществу, должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах Божественной любви.

Идеалом служения ближним для нас, христиан, является Сам Господь наш Иисус Христос. Так, во время Тайной Вечери Он говорит о Себе следующее: «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22, 27). В связи с этим, каждый христианин должен осознавать, что служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Христос в притче о милосердном самарянине. Более того, все мы, как члены Церкви, соприкасаемся со Христом, встречая каждого голодного, бездомного, больного или заключенного. И поэтому, помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана будущая жизнь всякого человека (Мф. 25, 31-46).

Русская Православная Церковь вот уже на протяжении более тысячи лет, с момента своего основания и крещения святым равноапостольным князем Владимиром жителей Руси в днепровской купели, исполняет завет Спасителя о служении ближним и прилагает все усилия для помощи нуждающимся. Если окинуть взглядом историю формирования социального служения в нашей Церкви, то мы увидим, что с начала существования Руси и вплоть до Петровских реформ ХVIII века, государство всегда доверяло дела милосердия и вспомоществования Православной Церкви. После же XVIII в. государство хотя и стало само заниматься благотворительностью и подтолкнуло эволюцию общественного призрения, тем не менее социальное служение Русской Православной Церкви не стало от этого менее актуальным — ни теоретически, ни практически.

После ХХ века, когда некоторые силы всячески пытались разрушить Церковь как снаружи, так и изнутри, когда Церковь была практически лишена возможности совершать свое служение, наступил полностью противоположный ХХI век, который изменил модель существования Церкви в государстве. Церковь помимо всего прочего получила доступ нести свою спасительную миссию во все сферы жизни и деятельности общества. В связи с этим, за последние годы Русская Православная Церковь значительно усилила работу в области социального служения и благотворительности, а также расширила саму область социального служения. На сегодняшний день эта работа осуществляется на общецерковном и епархиальных уровнях через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

В наши дни социальная деятельность Русской Православной Церкви развивается по многим направлениям, но из всего этого множества хотелось бы особо уделить внимание детской программе, а именно роли Церкви в социальной ответственности общества о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Прежде чем перейти к характеристике деятельности нашей Церкви в данном чрезвычайно важном направлении, хотелось бы подчеркнуть, на мой взгляд, очень важную аксиому, которая на первый взгляд может показаться непонятной, особенно в нынешних реалиях: «Мы все друг другу должны». В каком смысле следует понимать эти слова? В первую очередь — в контексте христианского учения. Необходимо отчетливо осознавать и постоянно помнить, что убеждение, что никто никому ничего не должен, является ложным и неверным и оно ведёт к всеобщей безответственности. Мир так устроен, что люди, как и вся Вселенная, находятся в тесной связи между собой. Об этом довольно ясно сказал еще в далеком I веке апостол Павел: Церковь — это тело Христово. Любое общество, независимо от того, верующее оно или неверующее, всё равно является единым целым, всё равно люди соприкасаются друг с другом.

В контексте всего вышеизложенного хотелось бы остановиться на ранее поднятом вопросе о помощи Церкви семьям и детям, которые в силу различных причин, оказались в трудных условиях.

Современное российское общество является частью быстро изменяющегося и усложняющегося мира. Социально-экономические и общественные изменения, мировая экономическая нестабильность, возрастание разного рода социальных рисков, влияют на демографическую ситуацию и положение семьи в целом. Как следствие, семья, будучи социальным институтом претерпевает существенные изменения и на этой почве у нее возникают различного рода проблемы. Семья оказывается неспособной противостоять современным искушениям, которые с огромной силой влияют на всех. Кроме этого, к сожалению, в последние годы взгляды на семью стали значительно меняться и сам семейный образ жизни стал непопулярным, равно как и семейные ценности.

В этих условиях Церковь не может оставаться в стороне от поддержки семьи, как не может отказаться и от любой другой проблемы, которая связана с жизнью любого человека, независимо от его национальности и вероисповедания. Церковь призвана являть пример заботы и попечения о многодетной семье и семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с рождением и воспитанием детей.

Но произнося довольно часто слово Церковь, особенно если это касается решения тех или иных проблем, общество чаще всего понимает под этим выражением только священнослужителей. Но Церковь — это не только священники. Церковь — это весь народ. Это все, объединенные главой Церкви — Христом. И поэтому решение любого рода проблем напрямую зависит от каждого из нас, от нашей социальной активности, сознательности, и отзывчивости. И решение этой действительно важной проблемы также зависит от нас, потому что мы, общество, формируем отношение к семье в государстве, отношения к детям, к старшему поколению, инвалидам, бездомным и т.д. Именно поэтому Церковь как   институт приняла вопросы семьи и детей отнести к ведению каждого прихода, и направить все свои силы на оказание им необходимой помощи.

Понимая важность этой задачи, в Якутской епархии мы также стараемся создавать все условия для помощи семьям и детям. Но все это требует большого числа священнослужителей, способных, готовых и специально подготовленных к ведению соответствующей работы с различными социальными и половозрастными группами населения. Для этого и функционирует Якутская духовная семинария, приоритетным направлением которой служит подготовка будущих священнослужителей из местных жителей, которые как никто другой будут понимать все проблемы на местах.

Несомненно, помимо Церкви этим вопросом должно заниматься и государство. В соответствии с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви поддержка института семьи, материнства и детства является областью соработничества Церкви и государства. Для Церкви такое взаимодействие должно быть частью Ее спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о человеке. Отрадно, что Президент России понимает всю важность проблемы семьи и детей о чем он официально заявил на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России. Проблемы семьи и ответственного родительства, по мнению государства, занимают одно из ведущих мест по своей значимости в жизни общества.

К настоящему моменту Церковью накоплен значительный опыт оказания помощи многодетным и нуждающимся семьям. Церковь является одним из самых сильных общественных институтов, имеющим собственное хорошо аргументированное и подкрепленное реальными действиями мнение о том, в чем именно заключается важность семьи, почему и как ее надо поддерживать и как можно противостоять современным угрозам.

Церковное социальное служение имеет уже более чем десятивековой опыт. В православной пастырской традиции накоплен опыт помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот опыт мог бы быть в большей степени востребован в современном обществе. И поэтому не использовав, и не изучив этот опыт, невозможно разработать новые эффективные концепции социальной работы по отношению к проблемам семьи для настоящего и будущего России. Надо помнить, что в России невозможно достичь успехов слепо копируя западные образцы. Это касается и социальной работы. Во-первых, мы должны изучить прошлый и сегодняшний опыт социальной работы своего государства, где наша Церковь выполняла и выполняет немалую часть работы, а уже во-вторых, брать полезное для нас из опыта других стран.

Еще хочется остановиться на роли самого социального работника, который трудится в различных сферах жизни общества и особенно в той сфере, которая касается вопросов семьи. На вас лежит огромная ответственность за профессионализм в решении этой серьезной проблемы, которая достаточно широко представлена в нашем государстве. Поэтому профессиональным долгом каждого социального работника по отношению к коллегам и всему обществу является подчинение своих действий единым для всего коллекти­ва поставленным целям, а также обеспечение согласованности действий всех чле­нов коллектива, чтобы в единстве побеждать все то негативное, что присутствует в нашей жизни.

Поэтому каждый из нас на своем месте будь то епископ, священник или мирянин, должен осознавать и четко отдавать себе отчет, что из сложившейся ситуации есть только один выход: поддержка семьи призвана стать общественным приоритетом и одним из важнейших направлений государственной политики.

Завершая свое слово, хочу вновь и вновь отметить, что только общими усилиями Церкви и всех ее членов, а также государства мы сможем преодолеть преграды, которые ставит перед нами современная жизнь. Сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья. Это наша общая проблема, проблема, которая должна стать приоритетной не только на бумаге, но и конкретными действиями. Мы все друг другу должны. Только сообща и в единстве мы сможем достичь положительных результатов. Семья должна стать одним из государственных приоритетов и лучший способ предупредить возникновение проблем и разрешить большинство из них — это поддерживать здоровые семьи, помогать проблемным семьям, делать упор на поддержание крепких связей детей и родителей, а также популяризировать положительный образ семьи.