В истории народов всегда есть особо значимые фигуры. Титаны, на чьих плечах, выстаивается культура и традиция этих народов. Для России без сомнения таковой является фигура преподобного Сергия Радонежского.
Рассуждая о значимости этого великого святого священник Павел Флоренский писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу, к этому Ангелу земли Русской: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти нити русской культуры сходятся к Преподобному».
Личность Преподобного Сергия для каждого из нас является очень близкой и даже родной. Можно сделать предположение, что на всем постсоветском пространстве нет такого человека, который бы сказал, что не знает или не слышал о преподобном и его вкладе в формирование нашей государственности. В этой связи хотелось бы привести слова нашего Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла, который говоря о преподобном Сергии и отмечая его значимость, сказал: «… Преподобный Сергий одинаково близок и для россиянина, и для украинца, и для белоруса — это личность, объединяющая нас».
Действительно, великий подвижник собирал христиан Руси воедино не для того, чтобы подчинить их великому князю или кому-то еще, но для того, чтобы восстановить между ними мир и евангельскую любовь и убедить, что брат от брата укрепляем — будет непобедим силою христианской любви.
Жизнь, самоотверженные труды и подвиги святого давно стали символическим выражением и воплощением любви к Церкви, Отечеству и народу.
Сергий был сыном своего времени и своего народа, но, как истинный духовный гений, он стал выше своего века. Своим личным примером, молитвой и словом он творил общенародное дело обновления нравственных сил народа, был собирателем земель, миротворцем, духовным отцом и советником князей, другом святителей.
Преподобный Сергий внес огромный вклад в дело становления и развития российской государственности. Вспомним, что само возрождение Руси в период после нашествия татаро-монгольского ига — одного из наиболее сложных времен для нашего Отечества, началось по благословению святого, когда великий князь святой Дмитрий Донской одержал победу в Куликовской битве.
Говоря о преподобном Сергии и его подвиге, нельзя не привести слова великого историка В.О. Ключевского, который, наверное, является одним из немногих, кто наиболее точно смог описать значение этого святого для государства, в том числе и для современной России. «При имени Преподобного Сергия, — пишет Василий Осипович, — народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады Преподобного Сергия…».
Как отмечают большинство исследователей и историков, главная заслуга Преподобного Сергия для нашей культуры — в том, что он возродил на Руси дух апостольского христианства, сумел создать и утвердить в своей обители ту евангельскую основу жизни, атмосферу единодушия и единомыслия, которая составила фундамент и главное достояние нашей национальной культуры. Другими словами можно сказать, что Преподобный «угадал» и развил те принципы, которые изначально присущи культуре как явлению человеческой жизни.
Значение Преподобного Сергия и его Лавры нам, его потомкам, еще предстоит осмыслить и понять. Оно, без сомнения, необъятно. Это целая эпоха в истории Руси, эпоха духовного возрождения народа, его пробуждения и осознания себя как народа исторического. Благодатное влияние великого тайнозрителя и служителя Пресвятой Троицы сказалось на всех сторонах общественной жизни. Возрождение созерцательного монашества, основание новых монастырей и расцвет церковной культуры, сплочение Великой Руси вокруг Москвы, начало и утверждение русской государственности — всё это связано с Преподобным Сергием, основателем Троице-Сергиевой Лавры.
Обитель Преподобного Сергия — это сокровищница нашей веры, сердце Православия — имеет особое, только ей свойственное значение. Она — как бы «краткий конспект бытия нашей Родины», художественный портрет России, место, где наше Отечество ощущается как целое. Все основные направления русской культуры берут свое начало отсюда, как от истока.
Упоминая о культурном возрождении страны, которое стало возможным благодаря трудам и молитвам Преподобного Сергия, мы не можем не упомянуть и о Московских духовных школах, сыгравших огромную роль в деле воспитания, образования и отстаивания христианских ценностей. Еще от самого своего основания обитель Преподобного делается очагом обширной духовной литературной деятельности и народного просвещения. Основанная более 300 лет тому назад «Славяно-греко-латинская академия», переросшая со временем в Московские духовные академию и семинарию, не без незримого участия Преподобного в конце XVIII столетия была перемещена из Заиконоспасского монастыря в Москве в молитвенную обитель Преподобного Сергия. И с этого момента начинается ее активный рост и процветание. Ее выпускниками в разные эпохи были и выдающиеся иерархи, и клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, государственные деятели, ученые, историки, поэты, переводчики.
Итак, подводя скромные итоги анализа о роли и значении Преподобного Сергия Радонежского в истории российской культуры и просвещения, хочется подчеркнуть, что мы имеем дело не столько с ученым, сколько с мудрым человеком. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном, Преподобный сам стал мерой нашей культуры.
Сегодняшние реалии заставляют нас по-новому взглянуть на подвиг святого. Мы должны помнить, что все свои усилия Преподобный полагал на установление и сохранение единства нашего народа. В этой связи, подобного рода конференции, форумы, собрания и т.п., посвященные преподобному, которого еще при жизни рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, являются очень нужными и как никогда актуальными. Осмыслив подвиг Преподобного и обратив к нему свой взор и молитву, мы сможем преодолеть все препятствия, которые встречаются на нашем пути.
Он стал подлинным «светильником» для современников и для нас, его потомков — человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Он не судил и не назидал, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным — всю жизнь он бежал от людской славы, а в результате стал духовным лидером.
Живя в 21 веке нам может показаться, что история — это просто прошедшие факты, и вспоминаем мы их только ради почтения к прошлому, но Православные христиане ясно понимают, что история — это бэкграунд, на фоне которого формировалась традиция. Мы чтим нашу историю, потому что мы чтим нашу традицию. Как сказал один православный богослов «Традиционализм эта мертвая вера живых, а традиция – живая вера усопших». Наша традиция жива, потому что мы чтим наших усопших праведников, вернее мы верим, что они живы в Боге.
Сейчас происходят сложные процессы: казалось бы, с детства знакомые слова «вера», «преданность», «родина», «патриотизм», «правда» нуждаются не то что бы в раскрытии, а в защите их правильного понимания. Каждый раз, когда мы вступаем в дискуссию, защищая наши ценности, мы не застрахованы от того, что понятия еще два-три десятилетия назад бывшие общей платформой для совершенно разных людей, и теперь являются таковыми же. Можем сказать «правда» нам ответят «у каждого своя», скажем «патриотизм» ответят – отжившее понятие, сошлемся на традицию и услышим – пережитки времени. В такой ситуации мы как бы вынуждены быть подвижниками.
Это не легкая задача. И преподобный Сергий, его дела, его образ помогают нам говорить конкретно, а не абстрактно. Потому что в нашем святом Сергии все это есть: он и монах-аскет, и устроитель монастыря, и патриот, и внимательный пастырь.
Если перед нами встанет вопрос как поступать, будучи священником – пример прп. Сергий, как вести себя, будучи патриотом своей Родины - пример прп. Сергий, как реагировать в сложных ситуациях – пример прп. Сергий.
Преподобный Сергий и его служение актуальны, потому что актуально Евангелие – Благая весть Христова. Не было бы Евангелия - не было бы прп. Сергия. Не было бы подвигов прп. Сергия и его учеников, может быть, и не было бы православия на Руси. В любом случае, прп. Сергий - доказательство истинности Евангелия. Ибо мы верим, что Евангелие изменяет человека настолько, что из простого, обычного человека он становится святым.