Димитриевская суббота – память воинов, за Веру и Отечество жизнь положивших

05.11.2014
Димитриевская суббота – память воинов, за Веру и Отечество жизнь положивших

В начале ноября у православных есть особый день, когда они молятся обо всех от века почивших христианах. День этот – Димитриевская суббота, ее дата ежегодно припадает на ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, в этом году она приходится на 1 ноября.

Особенностью Димитриевской субботы является то, что в этот день  происходит поминовение всех тех, кто погиб за христианскую веру,  Церковь и Отечество. Более подробно о Димитриевской субботе и поминании усопших в этот день мы попросили рассказать помощника благочинного Якутского городского округа иерея АЛЕКСАНДРА ВОРОНОВА.

 

ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО

Димитриевская родительская суббота – это один из дней поминовения усопших в Православной Церкви. История этого дня связана с русским князем Дмитрием Донским и Куликовской битвой. Князь Дмитрий Донской,  победивший Мамая в битве, по возвращении своем обратно вместе с войском пришел к преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевую Лавру, где было совершено заупокойное богослужение по  всем павшим  на Куликовской битве воинам. По воле князя Дмитрия это поминание стало ежегодным, и изначально на нем молились только за  воинов, павших во время Куликовой битвы. Но затем Церковь стала воспринимать этот день как день всеобщего поминовения усопших - не только воинов, но и всех христиан, наших предков-родителей, которые по званию своему являются Христовыми воинами.

Этот день мы отмечаем ежегодно в ближайшую субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского (8 ноября). Дмитрий Донской праздновал день своего тезоименитства в день памяти Димитрия Солунского, и такое своеобразное празднование победы и поминовение усопших было привязано к этому празднику.

Согласно житию, Димитрий Солунский (Фессалоникийский, Мироточивый) был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора, и, возвращаясь с войны против славянских племен, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать свое имущество бедным, а сам, по словам автора жития, «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведенный на суд к императору,  Димитрий исповедал себя христианином и был заключен в темницу.

Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия. Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Основной особенностью Димитриевской субботы является то, что в этот день большое внимание уделяется именно воинам, павшим в битве на Куликовом поле, и всем воинам, которые без должного христианского напутствия были погребены на полях сражений во время войн за отечество и христианскую веру.

Кроме Димитриевской родительской субботы, в Русской православной церкви есть следующие поминальные дни:

Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню - Недели мясопустной, то есть дню, в который последний раз разрешается есть мясо

Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста

Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

Радоница - вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом

9 мая - день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны

Троицкая вселенская родительская суббота - суббота перед днем Святой Троицы.

ПОМИНАНИЕ В ДИМИТРИЕВСКУЮ СУББОТУ

Поминание в Димитриевскую субботу, как правило, совершается в храмах. После Божественной литургии совершается панихида, на которой поминаются все почившие воины, павшие на поле брани, и все усопшие православные христиане. В этот день люди приходят в храм, молятся за своих почивших близких, приносят  подаяние, оставляют его на поминальном столе, затем отправляются на кладбище, чтобы там еще раз совершить панихиду и литию по усопшим.

Чтобы священники в Димитриевскую субботу могли помолиться за усопших за литургией в алтаре и на панихиде, нужно заблаговременно – за день до этого либо перед самим богослужением - написать поминальную записку с именами своих почивших близких. В записках пишут имена крещеных людей, полностью, в родительном падеже.  Если мы знаем, что человек крещеный, но не знаем  имени, данного ему при Крещении, то пишем его мирское имя и в скобках указываем «крещеный».   Если хотят помянуть священнослужителей, то их записывают по старшинству с указанием их сана.

Можно ли записывать некрещеных людей? Да, есть практика, когда некрещеных записывают на панихиду, не подавая записку на Литургию: на Литургии поминают только крещеных людей, умерших своей смертью или погибших трагически. Но это должны быть люди, которые при жизни хотели принять крещение, но по каким-то обстоятельствам этого сделать не смогли. Во всяком случае, чтобы написать имя такого человека, необходимо перед этим посоветоваться со священником.

Однако даже если мы успели подать записки с именами усопших, все равно мысленно мы должны поминать людей, за которых мы молимся, просить Бога о милости о них. Ведь даже молитва священника обязательно должна быть подкрепляема молитвами тех людей, которые писали эти записки.

Хорошей традицией является, когда  человек, придя в храм, зажигает поминальную свечу о своих усопших близких. Свечи по усопшим ставятся на особом подсвечнике – кануне, или поминальном столе, как правило, он находится с левой стороны храма. На этом поминальном столе стоит распятие Господне – крест, у которого в молитвенном предстоянии застыли Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. На этом столике мы зажигаем свечу, как символ нашей веры, горения нашего сердца, надежды на милость Божию, на Его любовь к людям, и просим у Бога спасения душ наших почивших близких.

Также можно принести на поминальный стол продукты для того, чтобы оказать действенную помощь, милосердие по отношению к нуждающимся, потому что те продукты, которые приносятся в храм, распределяются между неимущими, также они идут на поддержание клириков храма - некоторую часть получают священнослужители, которые совершали богослужение, певчие, чтецы, алтарники. То есть это проявление милосердия ради души усопшего, чтобы Господь, видя  добрые дела человека, проявил Свою милость по отношению к почившим. Следует обратить внимание на то, что в церковь не принято приносить мясо и алкоголь.

Если у человека нет возможности прийти в этот день в храм, он может дома помянуть молитвой, мирским чином, поминальной трапезой своих близких усопших, чтобы почтить их память.

ПОМИНАНИЕ УСОПШИХ – ХОДАТАЙСТВО ЗА НИХ ПЕРЕД БОГОМ

Что такое поминание? Когда человек теряет близких людей, это ставит его в какой-то тупик, безвыходное положение. Одно дело, когда близкий человек страдает – находится в больнице или претерпевает какие-то другие скорби, но он жив, он в этой земной жизни. Мы можем проведать его, отправить ему письмо, позвонить. А когда человек переходит в иной мир, наша человеческая сущность желает помочь любимому человеку, но наш разум не знает, как это сделать, наших человеческих сил недостаточно, чтобы помочь ему.

Поэтому в этом случае  на помощь человеку приходит Церковь, она дает возможность просить у Бога лучшей судьбы для усопшего. Вообще, поминание  умерших возможно, только если человек верит  в то, что усопший на самом деле жив. Как можно поминать человека и не верить в загробную жизнь, во всеобщее воскресение во время Страшного суда? Ведь многие чувствуют своим сердцем, что там, за порогом жизни и смерти, есть что-то еще, человеческая жизнь не может просто так закончиться. Над Христом ведь тоже сначала смеялись, когда Он хотел воскресить Лазаря, тело которого уже  начало разлагаться. Но Христос не только воскресил Лазаря, но и Сам воскрес и дал нам обещание того, что все люди воскреснут, и те, кто уверуют в Него, обретут жизнь вечную. Именно на эти слова мы уповаем, когда просим помощи у Бога для тех, кто уже перешел за черту земной жизни.

ПОМИНАНИЕ НА ТРЕТИЙ, ДЕВЯТЫЙ, СОРОКОВОЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Особые дни поминовений новопреставленного - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым).

Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: «Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного».

Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела.

В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. До сорокового дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в жизнь вечную.

Традиция поминать умерших за принятием пищи берет свое начало от христианского восприятия трапезы как продолжения молитвы.  Благочестивое воспоминание усопшего за трапезой в кругу близких людей легко может перерасти в обыденное застолье, если быть невоздержанным в употреблении пищи и алкоголя. Поэтому верующие люди, поминая почившего за столом, должны ясно помнить об основной причине, по которой они собрались.

Беседовал ЮРИЙ АКСАМЕНТОВ   

РИГ SAKHAPRESS.RU