Двадцать лет и три века: история монашества в Якутии

25.02.2016
Двадцать лет и три века: история монашества в Якутии

Покровский женский монастырь в Якутске отмечает двадцатилетие со дня основания. По благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа 25 февраля 2016 года в обители состоялся круглый стол на тему «Монашество в Якутии».

Открывая мероприятие, владыка отметил, что доступной информации о единственном на данный момент женском монастыре Якутии очень мало. А между тем, история его творится именно сейчас, и пока есть ее носители, мы должны сделать так, чтобы она не была забыта.

Забытая история

Модератором круглого стола выступила руководитель отдела церковного искусства и музейного дела Якутской епархии Тамара Викторовна Захарова. Она напомнила слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что Якутия – максимально пострадавший в годы гонений на веру в XX веке. Последствия гонений оказались трагическими не только для конкретных людей и судеб, но и для исторической науки:

- Страх так обуял души человеческие, что память была уничтожена полностью, - рассказывала Тамара Викторовна. – Не осталось даже устных преданий о святых – праведниках и исповедниках.

Но не только подвижники начала XX века и периода безбожия оказались забыты. Почетный профессор Якутской духовной семинарии историк Инна Игоревна Юрганова, выступая с докладом по истории монашества в Якутии, отметила, что якутское монашество вообще не стало еще предметом исследований, хотя первые монахи здесь появились еще до официального основания старейшего на Дальнем Востоке Спасского монастыря – вместе с первыми представителями российского государства.

Еще в 1640-е годы, поведала Инна Игоревна, сформировалась монашеская община из примерно восьми человек. Братия жили очень скромно, но неукоснительно совершали богослужения, а также занимались миссионерской деятельностью.

Инна Игоревна указала основные вехи существования Спасского мужского монастыря, включая период с 1919 по 1921 год, когда формально монастырь был закрыт, но насельники пытались сохранить общину хотя бы в виде коммуны. Тогда монахи взяли в аренду собственные земли, изъятые властью, и, невзирая на поджоги и непомерные налоги, предпринимали попытки восстановить сельское хозяйство.

Что же касается женского монашества в Якутии, то историку пришлось столкнуться с крайней скудостью информации: кроме трех келий монахинь-просфорниц в XVIII веке да неудачного опыта миссионерской Покровско-Нининской общины при Покровско-Хангаласской церкви (нынешний Покровск) в начале XIX века – ничего. После смерти настоятельницы Покровско-Нининской общины монахини Анны (Волковой) женское монашество в Якутии прекратило существование до конца XX века.

Спасский монастырь: исповедники и молитвенники

Роза Кирилловна Павлова, музейный работник, сотрудник Епархиального архива, выступила с докладом о последних годах существования Спасского монастыря. Особое внимание было уделено судьбе одного из последних насельников. Иеромонах Сергий (Лесин) нес служение в Валаамском монастыря и в Глинской пустыни, а в 1910 году был направлен в Якутск.

В 1920 году – арестован по обвинению в уклонении от налогов. В 1931 после освобождения служил в Верхневилюйске. Затем был обвинен в создании террористической группировки и контрреволюционной деятельности и снова осужден на семь лет. В 40-е годы вернулся в Якутск, служил в Олекминске, скончался в 1964 году.

Студент четвертого курса Якутской духовной семинарии Виталий Калугин продолжил тему подвижников Спасской обители. Его доклад был посвящен жизни и трудам иеромонаха Евтихиана – духовника Спасского монастыря с 1884 по 1886 годы. Он был известен не только как глубокий молитвенник, но и как успешный и грамотный миссионер. Епископ Якутский и Вилюйский Иаков (Домский) выражал отцу Евтихиану благодарность за обращение скопчихи (а миссионерско-просветительская деятельность среди представителей секты скопцов считалась крайне сложной и малоперспективной).

Насельник Спасского монастыря иеромонах Владимир (Шарашин) рассказал о восстановлении обители. Отец Владимир обратил внимание на такую святыню монастыря как Келья святителя Иннокентия. По его словам, она оказывает духовную поддержку не только братии (насельники обители приходят в нее помолиться), но и паломникам и гостям. В находящейся в Келье книге отзывов, по словам отца Владимира, есть записи на разных языках, включая филиппинский и греческий.

Докладчик особо отметил, что Спасский монастырь существовал как миссионерский. И сегодня стоит задача не только собрать в нем жаждущих монашеской жизни, но и тех, кто готов подражать своим предшественникам в миссионерском служении.

Якутск – Афон

Для Ефросинии Семеновны Ноговицыной, старший научный сотрудник Национального художественного музея РС(Я), по ироничному замечанию модератора, духовенство Спасского монастыря прошлых веков – родные люди. Ее доклад тематически совпал с общецерковным обсуждением тысячелетия русского присутствия на Афоне, которое отмечается в 2016 году: «Якутское монашество на Афоне».

Ефросиния Семеновна рассказала про паломников из Якутии на Афон конца XIX – начала XX веков. Петр Фрументьевич Андросов – якутянин, трижды посетивший Святую гору Афон и в итоге там и скончавшийся. В 1902 году он прибыл Свято-Пантелеимонов, там заболел и принял схиму с именем Павел. Вскоре он скончался.

Второй паломник – Необутов Тихон Кузьмич – до своего паломничества успел построить храм в Намцах. Известно, что он подавал прошение о монашеском постриге, но дальнейшая судьба его неизвестна.

Еще один якутский паломник, принявший монашество на Святой Горе Афон с именем Иннокентий, погребен в Андреевском скиту как один из главных его ктиторов. В миру Иннокентий Михайлович Сибиряков был золотопромышленник, и все свои доходы отдавал на благотворительные цели, включая строительство и поддержание храмов. По афонской традиции глава мецената покоится в алтаре Андреевского храма.

Модератор круглого стола Тамара Викторовна Захарова подчеркнула, что изучением истории монастырей следует заниматься вместе светским ученым и монахам. «Сами по себе мы, светские ученые, увидим только сухие материальные факты: списки насельников и хозяйственные документы. А вы увидите главное – духовную составляющую».