«Логос», разрушающий стереотипы

02.10.2014
«Логос», разрушающий стереотипы
Любить себя, любимого
«Будь самим собой!» Очередной рекламный слоган? Ан нет! Девиз Пера Гюнта, о котором поведал миру Генрик Ибсен. 
Казалось бы – хорошо же! И всем нам близко, несмотря на то, что пьеса была написана почти полтора века назад. Однако не все так просто. Замечательный российский журналист и публицист Марина Журинская, рассматривая лозунг, который избрал Пер Гюнт, подчеркивает: «Эта установка привела его к большой подлости… Ведомый своим лозунгом и сотворивши массу глупостей и гадостей, он попал к бесам, троллям. Они ему сильно не понравились, но тут же объяснили, что он с ними родня, и разница только в небольшом нюансе: у него лозунг «Будь самим собой», а у них – «Будь самим собой доволен»… Как только человек, поставивший своей целью «быть самим собой», начинает «быть самим собой доволен», это уже путь в бездну. Необязательно, но вероятно. Не собственное самодовольство должно быть нашей целью, а чтобы Господь нас принимал». 
По сути, именно этому – как жить так, чтобы Господь нас принимал, – и посвящен новый «Логос», вышедший на днях. Хотя тема выпуска звучит иначе и весьма провокационно: «Любить себя, любимого».
Журнал (а по благословению епископа Якутского и Ленского Романа православная газета, переставшая называться молодежной, потому что ее аудитория уже давно значительно шире), который начинает выходить в новом формате, открывается «Прямой речью» главного редактора Ирины Дмитриевой. В материале «Самолюбийство» автор размышляет, в чем отличие новой «добродетели» XXI века – «любить себя» – от заповеди Спасителя «возлюбить ближнего своего, как самого себя». 
Подозреваю, что у многих, и считающих себя христианами тоже, этот текст вызовет отнюдь не положительные эмоции, ибо… обличает. В том, в чем не каждый готов себе признаться. Может быть, в какой-то момент вы даже в негодовании отбросите журнал. Но если, невзирая на внутреннее противодействие, все же доберетесь до конца, уверяю вас – вы будете возвращаться мыслями к прочитанному. «Самолюбийство» заставляет думать, потому что оно – вразрез с общепринятыми установками, существующими в обществе. И еще потому, что оно – о главном. 
    
На веревке у «Иуды»
 
«Представьте себе больного, который лежит с температурой. Может ли он быть чутким к нуждам ближних? С большим трудом!» Так же и «самовлюбленный обеспокоен только тем, что его внутренний дом нужно все время чем-то заполнять. Каждый день. У него нет ни сил, ни времени о других думать», – говорит в интервью «Довериться свету, который внутри» директор Института христианской психологии, клирик храма святителя Николая в Новом Ваганькове на Трех горах г. Москвы, протоиерей Андрей Лоргус. Продолжая тему, поднятую главным редактором, священник и психолог предлагает читателю разобраться, действительно ли человеку для полного счастья необходимо себя полюбить? 
 … «Однажды батюшка на проповеди сказал, что статистика всегда одна: каждый двенадцатый – Иуда. А я дерзну добавить: на 1/12 мы все Иуды. Как минимум. И вот этого своего «иуду» я на верёвке привожу ко Христу, ибо знаю – в противном случае он меня на ней же и повесит, – делится своими мыслями один из героев блица «Место встречи с собой – реальным» Виктор Зимбачевский. – Впрочем, петля – это крайний случай. Наши иудушки «гуманнее» – водка, пиво, «ящик», секс, повседневная суета, нескончаемая и бессмысленная, – та же верёвка, только несравненно длиннее, а результат один – смерть.
Но все непросто с изменением себя. Ведь в Евангелии не сказано: «Раб Божий Виктор, ты должен прочесть энное количество молитв, отбить столько-то поклонов и выстоять определённое число служб. В результате такого-то числа, месяца, года достигнешь абсолютной святости, и к твоему подъезду подадут огненную колесницу». Спасение мне обещано, но не гарантировано.
Из собственного, небольшого, увы, опыта осторожно скажу: в судьбе человека Божий Промысл действует, как ЕМУ угодно, а не как мне хочется. Я могу представлять, что борюсь со страстями и дурными помыслами, молюсь о духовном, и при этом пребывать в тяжком недоумении: как же Господь не замечает моего благого произволения и не подает просимого – бесстрастия, праведности, святости и сиюминутного Царствия Небесного? Мало того, похоже, Бог меня не замечает, несмотря на то, что я каждое воскресенье, как свечка, стою в Его храме и пытаюсь обратить на себя Его внимание.
Но иногда Господь посылает мгновенное прозрение и становится видно, сколько Он (именно Он, а не я!) потрудился во мне. Понимаете?» 
 
Хорошие, но грешные
 
… Как правило, если христианину, начинающемуся воцерковляться, задать вопрос о самооценке, он наверняка ответит, что плохой или даже очень плохой. По убеждению протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса, директора и председателя редакционного совета портала «Православие и мир», ответ этот типичен (примерно 90% так говорят), но совершенно неправилен. Оттого лично он ставит за него и оценку типичную – кол с минусом! 
И объясняет: «Каждый человек, без исключения, – Божие творение, по образу и подобию Его созданное. Каждый носит в себе бесконечно прекрасный образ Бога. Иногда ты чувствуешь его в другом, и это – нечто потрясающее! Бывает, чужая душа перед тобой раскрывается – и просто слов не находишь, останавливаешься и замолкаешь в изумлении… Человек – вершина, венец творения Божия. 
Что же получается: Господь над всеми хорошо потрудился, а над тобой плохо? Нет! И над тобой хорошо. Поэтому и ты хороший человек. Только грешный… А если ты – хороший человек, то скажи, пожалуйста, почему такой грешный? Трудись над чистотой своей души не покладая рук ведь возможность твоего духовного роста не ограничена! Грехи – это шелуха! Кайся, освобождайся от них, становись собой! Господь тебе все для этого дал: и Церковь, и таинства, и молитву, и милость Свою, и совесть, и здравый смысл – все, что нужно для покаяния…» 
 
Записки «рыцаря» и не только
 
«Когда от рака умирала моя некрещеная мать, произошла удивительная вещь. В какой-то момент она вдруг схватила мою руку, крепко сжала ее и воскликнула: «Просите у Бога!..» Я наклонилась к ней: «Что просить? Скажи!» Но она уже впала в забытье, молчит. И вдруг какие-то мгновения спустя в комнате раздается совершенно чужой и какой-то деревянный голос: «Раньше надо было просить…» Формально это вроде произнесла она. Но у меня было полное ощущение, что ее устами и голосом воспользовался кто-то другой, кто в этот момент уже находился с нею и за нее отвечал…» – непридуманные истории с «предконечной» станции, из хосписа, рассказывает со страниц «Логоса» журналист Елена Воробьева. 
Родительскому вниманию предлагает интервью с известным в России православным психологом Татьяной Шишовой журналист и мама пятерых детей Светлана Павлова, озаглавившая свой материал «Не надо бояться быть белой вороной». Как и все другие материалы «Логоса», беседа не только невероятно интересна, но и не обходит острых углов. Вот, к примеру, мнение героини по поводу ситуации в современных школах: «Сейчас в каких-то регионах стали вводить штрафы за мат. Мы представить не могли, что в школе ученик посмеет материть учителя, а тот в ответ будет улыбаться. Почему это произошло? Потому что взрослые попустили. Учителя согласились, что они не имеют никаких прав. Министерство стало внедрять в жизнь инструкции, согласно которым педагоги не могут воздействовать на детей. Как бы ученик себя ни вел, его нельзя даже выгнать из класса, потому что он, видите ли, пойдет и повесится. Может, в таком состоянии ему лучше не учиться, а лечиться в психиатрической больнице? Мы сами даем зеленый свет всяким безобразиям».
Читателей ждут потрясающие «Записки «рыцаря» – нашей землячки, адвоката Елены Мадеевой. Полина Лайзер, одна из дочерей хорошо знакомого якутянам журналиста и издателя Олега Емельянова, представит американский дневник первого года своего замужества. В «Письмах карандашом» генеральный директор ООО СК «Главэнергострой» Сергей Немировский вспомнит невероятные случаи молитвенной помощи безвременно ушедшего владыки Зосимы…  
Также в «Логосе» опубликованы пронзительные стихи олекминского поэта Анатолия Остапчука – талантливого, но абсолютно неоцененного при жизни; отрывок из романа Семена Маисова «Ийэм кэпсиир» (и другие материалы на якутском языке!); воспоминания о своем деде журналиста и писателя  Георгия Васильева-Мандара и многое другое. 
И последнее. Как и все предыдущие 10 лет, «Логос» (авторы которого и в этот раз трудились абсолютно безвозмездно), выходит, в том числе, на средства благотворителей, пожелавших не называть свои фамилии. Если журнал вам понравится, пожалуйста, помолитесь обо всех, кто принимал участие в его выпуске! Мы его делали с любовью. Для вас!
 
Татьяна Данилевская