«Рисующий» музыкой

07.08.2015
«Рисующий» музыкой

«Такое ощущение, что сегодня я услышал гения…» – самый короткий и самый сильный отзыв о Викторе Климине, чей «Вечер для друзей» по благословению епископа Якутского и Ленского Романа 6 августа собрал жителей столицы в актовом зале Якутской духовной семинарии.

Якутянам Виктор Иванович знаком не понаслышке: прежде чем стать выпускником Московской консерватории, блестящим музыкантом, композитором и лауреатом Всесоюзного конкурса пианистов, он сначала учился в Якутском музыкальном колледже имени М.Н. Жиркова, а потом в нем же преподавал 11 лет. Пока в 90-х годах не уехал в Америку, где живет и поныне.

 

Одной левой

 

Помните, в фильме «Такси-блюз» главный герой, талантливый саксофонист (сыграл которого тогдашний лидер группы «Звуки Му», музыкант Петр Мамонов), оглядывая стены кухни, говорил, что может сыграть все, что угодно: трубу, авоську, лампочку, шкафчик… Но кино – это кино, там чего только не бывает, правда? А вот в жизни? Оказывается, и в жизни – бывает! И Виктор Климин неоднократно это на своем вечере доказал, создавая музыкальные «психологические портреты» слушателей. Причем все, начиная с владыки Романа, себя в музыкальных «зарисовках»… признали.

Но, пожалуй, самым ценным этот подарок был для горожанки Эрики Сысоевой, которая  собственный день рождения предпочла отмечать не за традиционным столом, а на вечере  виртуоза-импровизатора, слушая живую музыку. «Я счастлива, что благодаря своей подруге Надежде Петровой, являющейся ученицей Виктора Климина, сделала такой выбор! Я просто влюбилась в его творчество, которого раньше не знала. Теперь с нетерпением буду ждать открытия сезона Русского драмтеатра, чтобы сходить на спектакли «Созвездие Марии» и «Два берега одной Победы», где звучит его музыка, и обязательно найду в интернете его пьесы. Свой угаданный «портрет» я записала на телефон, буду слушать его снова и снова (он попал в сердце!), а еще хочу показать друзьям – хочется проверить, узнают ли они в нем меня!» – признается Эрика.

Не знаю, кого как, а лично меня больше всего потрясла невероятная импровизация, исполненная пианистом… одной левой. Да-да, это не фигура речи: именно одной левой. Как играл австрийский пианист Пауль Витгенштейн, который во время Первой мировой войны лишился правой руки. Но не сдался, а обратился к композиторам с просьбой написать ему особенные пьесы. И многие, среди которых – Прокофьев, Штраус, Равель, откликнулись. Последний специально для него создал целый концерт Ре-мажор для фортепиано с оркестром (грандиозное произведение для левой руки, но подобное двуручному исполнению).

Хотя, разумеется, одними импровизациями маэстро не ограничился. Играл и классику – Сергея Рахманинова. Звучали и так полюбившиеся якутянам пронзительные, бередящие душу мелодии из спектаклей Владимира Федорова «Созвездие Марии» и «Два берега одной Победы»…   

… Актовый зал Якутской духовной семинарии, где вот уже год каждый месяц проходят концерты камерной музыки из цикла «Гармония души», являющиеся совместным проектом Якутской епархии и Государственной филармонии РС(Я) им. Г.М. Кривошапко, в этот вечер был переполнен. Причем слушателями разных поколений. К примеру, на встречу с Виктором Климиным (которого в свое время записывала!) пришла первый диктор якутского телевидения и радио, прославленный звукорежиссер Зинаида Михайловна Данилова, проработавшая в сфере культуры и искусства РС(Я) более 55 лет, которая в свое время также окончила Якутское музыкальное училище. А рядом в буквальном смысле слова с молоком мамы впитывала звуки музыки годовалая Катенька Павлова…

К слову о портретах. Знаете ли вы, что Виктор Климин не только нотами, но и вполне традиционно,  красками, писать их способен? 

 

Божий подарок

 

«Если кто-то еще не верит в Бога – знайте: Он есть!» – внезапно обратился к залу Виктор Иванович. И… рассказал случай из своей жизни: «Это был юбилей Майи Ивановны Ивановой, моего любимого педагога в музыкальном училище, которую я считаю своей второй мамой. Я собирался сыграть для нее Шестую рапсодию Листа. И вдруг минут за 20 до выступления, сидя за инструментом, взял и неожиданно для себя сыграл нечто совершенно новое. Удивительнее всего, что мелодия пришла мне в руки готовая.

И я тогда понял – Господь дал мне удивительный шанс сыграть абсолютно свежую вещь. Вот оно, только что родилось, это маленькое музыкальное дитя. И я попытался за 20 минут выучить мелодию на память. Вышел на публику, а пальцы трясутся, ведь меня это страшно волновало, я не чувствовал свою причастность к этому Божьему дару. Но Господь меня опять поддержал, и я сыграл! Кстати, эта единственная вещь неизменная в СД-диск вошла, в котором 12 пьес. Позднее, благодаря Виктору Фадееву и его ученице, были записаны ноты. Вышел сборник...»

 

Солнце по имени Виктор

 

Много теплых слов адресовали своему педагогу ученики. Заслуженная артистка РС (Я) Надежда Петрова подчеркнула, что Виктор Иванович всегда делал упор на том, что сначала нужно стать хорошими людьми, а уже потом – хорошими музыкантами. Это самое главное, считает она.

Надежда с нежностью вспоминала, как иногда перед началом урока Виктор Иванович играл этюды и полонезы Шопена, а она стояла рядом и смотрела на его руки. И про себя думала: «Я, наверное, так никогда не смогу!» (Однако не просто смогла, а достигла в итоге исключительного мастерства, став концертмейстером государственного ансамбля скрипачей РС(Я) «Виртуозы Якутии»!)

«При этом Виктор Иванович – не только педагог, являющийся играющим пианистом. Он – прекрасный композитор. Его мелодии проникновенны. Когда я их слушаю, на душе становится тепло, потому что свою музыку он пишет сердцем».      

Зачитывались на вечере и слова музыканта и педагога Альфии Хасановой, живущей в Нерюнгри: «… Виктор Иванович отличался от остальных преподавателей тем, что помогал каждому из нас  поверить в себя. Настолько, что крылья вырастали… Каким-то образом умел внушить, что ученики все могут. И действительно, у нас это получалось. Он убеждал, что все по-своему гениальны. При этом каждый считал, что говорится это – исключительно ему одному!

Виктор Иванович учил, что мы должны быть не только специалистами в музыке, но и понимать живопись. Давал книги, объяснял направления, рассказывал про Шагала, проводил параллели: экспрессионизм в живописи и музыке. Настаивал на том, чтобы мы смотрели репродукции, развивали себя во всем – как творческие личности. Хоть ведь, по идее, мог просто сказать – иди, выучи два этюда, и все. А он был как отец. Бесконечно добрый. Всегда помогал – и советом, и деньгами. Мы могли со своими соплями прийти к нему в 11 часов вечера и поплакаться в жилетку. Пожаловаться на другого преподавателя. Вообще очень много говорили. Обо всем.

Виктор Иванович – как солнце, которое притягивает остальные планеты. Светит. И греет».

Своими воспоминаниями поделилась еще одна ученица Виктора Климина, пианистка, поэт и журналист Матрена Григорьева. Она рассказала о великолепных классных часах со свечами, о том, что Виктор Иванович учил их, 15-16-летних, отвернувшись, слышать – кто играет: Ван Клиберн, Гленн Гульд, Артуро Бенедетти Микеланджели, Отто Клемперер, Святослав Рихтер… При этом они должны были сказать не только, КТО играет, но и ЧТО именно, какая это школа – русская или зарубежная…

«Мы занимались, как ненормальные! Ссорились с близкими друзьями из-за классов – в начале 80-х роялей имелось всего два! У меня папы никогда не было, и Виктор Иванович, по большому счету, заменил мне отца. Однажды засовывает мне бумажку в кармашек и говорит: «Сходи в парикмахерскую, у меня там подружка работает! А на остаточек конфет себе купишь». Я отнекивалась, но он был неумолим. Вышла на улицу, развернула – ба, 25 рублей! Это в советское-то время! Когда стрижка полтора рубля стоила. Думаю, ничего себе – конфет на остаточек! В парикмахерской, кстати, меня бесплатно подстригли. Любители классической музыки, понимаешь! И когда я попыталась потом ему эти 25 рублей вернуть, он их не принял, сказав: «Мне всю жизнь помогала моя мама и Майя Ивановна, я помогаю своим ученикам. И ты, когда у тебя будут свои ученики, так же будешь им помогать. Это нормально. Никто никому не должен. Надо ли говорить, что я сформировалась из Виктора Ивановича Климина?

Кстати, когда я покрестилась в Москве (готовившись к этому 20 лет), то первый человек, который об этом узнал, был мой любимый учитель, живущий в Америке. Это важно. Потому что в каком-то смысле он для меня – духовный крестный отец». 

А еще Матрена прочла со сцены стихотворение «Музыка», которое сочинила в 15 лет:

Ее не объяснить словами

И красками не передать,

Не расписать ее стихами,

Не разобраться, не понять.

Нет, я не делаю загадку,

Святыню или божество,

Все знают, что пииты падки

На крайности и баловство.

Она – земля, она – Вселенная,

Богиня, ангел, сатана!

И горе, страсть, и вдохновение,

Она, как женщина, грешна!

Всегда сложна, проста, такая,

Как ты да я, она и он,

Тогда ее мы понимаем,

Когда себя в ней узнаем,

В ней запахи, светА и тени,

Объятья, первый поцелуй…

И вот я на твоих коленях
       И слышу звезды и луну,

И звуки дивные рояля

Все тише, все нежней, но вот –

Не помню, что в груди растаяло:

Твоя ладонь или аккорд.

 

С любовью к России

 

«Творческий вечер получился славным, очень свободным, отражающим богатый внутренний мир композитора, весь спектр его обильных, Богом данных талантов», – такова оценка епископа Якутского и Ленского Романа. Сердечно поблагодарив Виктора Ивановича, архипастырь подарил ему образ святого равноапостольного Владимира, подчеркнув, что нынешний год – год 1000-летия со дня преставления крестителя Руси. Он выразил радость, что выступление талантливого музыканта состоялось в стенах Якутской духовной семинарии, где встречи с классической музыкой уже стали традицией. Правящий архиерей пожелал замечательному пианисту и композитору Божьей помощи в творчестве и максимального раскрытия потенциала.      

Сам Виктор Климин, подытоживая вечер, сказал, что это – маленькая возможность выразить свою любовь к России. И признался: У меня есть идеи, что я, пожалуй бы, вернулся сюда…» На эти слова якутяне откликнулись шквалом аплодисментов.

 

Татьяна Данилевская