Рождество Христово отмечает Православная Якутия. Первую Божественную литургию в ночь на 7 января 2016 года в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе возглавил епископ Якутский и Ленский Роман. С более чем пятьюстами православными якутянами за богослужением молились представители светской власти – заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Александр Юрьевич Соловьев, глава Якутска Айсен Сергеевич Николаев и руководитель Комитета по национальной политике Алексей Егорович Сергучев.
Литургия совершалась на церковнославянском и якутском языках. За богослужением читалось рождественское послание Святейшего Патриарха Кирилла на русском и якутском языках.
Поздравляя верующих с одним из самых главных праздников в Православной Церкви, владыка Роман напомнил об исключительности молитвенных переживаний в эту святую ночь:
- Нет человека, который зайдя сегодня в храм не проникся бы молитвенной атмосферой, свойственной только одной ночи в году! Сложно передать словами это состояние, ибо каждый переживает его по-своему, в зависимости от воцерковления, от подготовки к празднику – но, во всяком случае, равнодушия мы не видим.
Но вместе с душевным восторгом, мы должны и умом отметить, или, говоря церковным языком, уразуметь суть сегодняшнего праздника – не случайно в главном песнопении Рождества Христова есть слова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». В чем этот свет?
Всмотримся в праздничную икону или в рождественский вертеп: кажется, там все красиво и даже уютно. Но по-настоящему две тысячи лет назад было не так! Не было ни уюта, ни тепла. В эту пещеру на окраине Вифлеема, куда пастухи загоняли скот, Дева Мария и Иосиф пошли не из-за радости, а потому что им не дали крова другие люди. Представьте себе – Богомладенец родился в соломе, среди животных, без элементарных человеческих условий и достижений цивилизации того времени.
Почему Бог так умаляет Свое достоинство – Творец видимого и невидимого мира сходит до образа беззащитного Младенца? Почему Он идет не в силе – не как грозный и праведный судия, с мечом, а незаметно, смиренно и уничиженно?
Потому что Он не хочет, чтобы человек пришел к Нему насильно. Бог показывает Себя ровней человеку. Суть этого святые отцы с ранних времен формулировали так: Сын Божий стал человеком, чтобы каждый человек стал сыном Божьим. Чтобы мы с вами стали сынами Божьими!
Во все времена человеческой истории и доныне самыми вожделенными благами человека были здоровье и долголетие. В конечном итоге люди жаждали бессмертия – и чем больше человечество живет, тем больше этого ищет. Ищут разных путей – медицинских, научных, и даже достигает каких-то успехов, продлевая человеческую жизнь. Но все же она ограничена. Лишь с Богом жизнь вечна. Понимая это, человек невольно тянется к Нему, Источнику всякого блага и самой жизни, в Котором только мы и можем обрести вечность и бессмертие.
Чтобы этот путь был удобнее – Бог и является в виде Младенца, располагая нас Своей любовью и ожидая ответной любви.
Эти святые дни означают, что Бог всегда с нами. Он сошел в мир, родился на земле, и отныне Он здесь навсегда, до конца человеческой истории, как и обещал: «Я с вами во все дни до скончания века». Мы встречаем его в молитве и церковных таинствах. Мы, люди уже нашедшие этот путь – счастливы вдвойне. Поделимся этой радостью с теми, кто его только ищет! Не будем осуждать тех, кто не пришел сегодня помолиться или ушел, не дождавшись окончания службы – они еще присоединятся к нам. Молитва, которую мы совершаем все вместе друг о друге, о наших ближних и дальних, о всем нашем городе и всей Якутии – принимается Господом! И я благодарю вас за нее!
С словами поздравления к верующим также обратились заместитель председателя правительства Республики А. Ю. Соловьев и градоначальник А. С. Николаев.
Затем всех собравшихся в храме хор Преображенского кафедрального собора поздравил исполнением рождественских колядок.