![]() ![]() |
Далеко за Полярным кругом расположен арктический район Аллаиха. Он обширен и, несмотря на отсутствие буйной зелени, красив своей бескрайней тундрой, извилистыми речками и круглыми как блюдца озерами. Районный центр - поселок Чокурдах. Основанный в 1936 году – именно как районный центр - он, конечно, сравнительно молодой. В 90-е годы прошлого столетия здесь родилась православная община, а из нее – Знаменский приход. Поначалу несколько прихожанок собирались у иркутской эвенки Татьяны Бухаревой, еще в молодости приехавшей после учебы в Чокурдах работать метеорологом. Пару лет назад Татьяна Владимировна переехала на свою малую родину, оставив уже крепко стоящий на ногах приход. Мирским чином прихожане, которых уже несколько десятков (это много для столь маленького поселка) сами проводят службы, изредка к ним приезжают священники (в штате Якутской и Ленской епархии их катастрофически не хватает) и проводят все необходимые требы и Таинства, а в этом году владыка Роман направил священника и на Пасху. Так вот, это было впервые (!) в истории Чокурдаха – батюшку встречали перед торжеством торжеств и торжествовали в Пасху, исповедовавшись и причастившись. В Великую Субботу к Таинству Причастия приступили 62 человека, и еще 42 прихожанина причастились Святых Христовых Таинств за Пасхальной Божественной литургией.
АРХИВЫ ТОПИЛИ В РЕКАХ
В Аллаиховском улусе несколько наслегов – Берелях, Быягныр, Оленегорск, Похвальный, Оетунг и Русское Устье. Центром, как уже было сказано, является поселок Чокурдах. Когда-то давно за индигирскими шиверами был даже город под названием Зашиверск, жители которого вымерли от «черной» оспы, а выше по Индигирке в административные границы входило село Ожогино, но после долгих споров оно отошло в ведение Абыйского района. Дело в том, что озеро Ожогино находится аккурат на границе этих двух районов, и много лет шли споры о том, кому же оно должно принадлежать. О православии в Аллаихе почти не сохранилось никаких сведений. В середине 20-х годов во многие северные районы пришли указания об уничтожении архивов. Людей заставляли выдалбливать проруби и спускать туда кипы ценных бумаг, среди которых были даже документы, нанесенные на бересту. Много таких «берестяных грамот» головотяпы пустили в топку. Огромную работу по сбору данных проводил краевед Алексей Гаврилович Чикачев, именем которого названа Чокурдахская средняя школа. Настоящий патриот тундры, он по крупицам собирал воедино рассказы старожилов, работал в архивах, встречался с учеными-историками и литературоведами, организовывал в Аллаиху экспедиции по местному фольклору. В качестве основного источника информации мы использовали книги Алексея Гавриловича «Русское сердце Арктики» и «Русские в Арктике».
Севера начали осваиваться русскими промышленными людьми примерно с ХVI века (по некоторым данным, и значительно раньше). Только из письма, присланного в 1794 году русским миссионером на Аляске Германом настоятелю Валаамского монастыря, мы узнаем, что во время проведенных в 1937 году раскопок на Кенайском полуострове (Аляска) были обнаружены остатки древнего поселения Новгородской колонии (год основания – 1571). Но вернемся к этому материалу, напечатанному в американском журнале «Славянское и восточно-европейское обозрение» за 1944 год, в своих следующих материалах. Сегодня речь идет об Индигирке.
Индигирские земли были заселены эвенами, юкагирами, чукчами, впоследствии якутами. В конце ХVII века на реках Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма и Анадырь возникли небольшие, но постоянные русские поселения. Постоянное проживание русских среди аборигенов способствовало прекращению кровопролитных межродовых войн. Так, уже в 1652 году на Индигирке оброк уплатили: устюжане, вятичи, усольцы, холмогорцы, новгородцы, чердынцы. Постепенно русские женились на «прекрасных юкагирочках» и превращались в постоянное промысловое население. Смешивались и традиции, и культура, и верования. Вплоть до конца ХIХ века в низовьях Лены существовало 4 русских поселения, в устье Индигирки – 29, на Колыме – 20. Их жителей по месту проживания называли индигирщиками (русскоустьинцы), колымчанами (походчане), анадырщиками (марковцы) и так далее.
Самой старинной церковью на этой красивой и своенравной реке являлась Спасо-Зашиверская. Город Зашиверск был построен в ХVII веке, но в самый расцвет этого форпоста Крайнего Севера жители его погибли от бушевавшей в то время пандемии оспы. Из-за сложной судьбы Зашиверск даже прозвали «якутской Помпеей». Единственным выстоявшим через многие века строением и стала эта роскошная и уникальнейшая деревянная церковь, которую в 70-е годы прошлого столетия вывез в Новосибирск профессор Окладников. Копия же ее была восстановлена Дмитрием Кононовичем Сивцевым (Суорун Омоллоном) в музее под открытым небом в Соттинцах.
КАМПАНЕЙЩИНА АТЕИСТОВ 20-Х ГОДОВ УНИЧТОЖАЛА ДАЖЕ ЗАХОРОНЕНИЯ
В одном из архивов сохранился документ о том, что епископ Дионисий в марте 1869 года выдал письменный лист, в котором Чихачеву Е.И. «выражена благодарность и преподано архиерейское благословение за постройку двух деревянных часовен в селениях Русское Устье и Станчик». Воинствующий атеизм 20-30х годов привел к массовому уничтожению церквей, часовен и даже захоронений. Эхо докатилось и до Крайнего Севера. Разрушив часовню в Русском Устье, уполномоченный со кампанией приказал уничтожить и Чудотворную икону 12 века – Знаменскую Богородицу, привезенную из Новгорода на кочах потомками поморов. К сожалению, нашелся среди местных один безбожник, который попросил у уполномоченного икону, чтобы приспособить в качестве…столешницы. Русскоустьинцы сокрушались, просили не делать этого и предсказывали, что за столь тяжкий грех на эту семью упадет проклятье. Не прошло и трех лет, как от ожогов умер малолетний ребенок хозяина, вскорости скончался отец, затем утонули два взрослых сына. Из шестерых детей ни один не дожил и до сорока лет, и потомства никакого не осталось. Ожогинскую же церковь разобрали и сплавили по Индигирке до Русского Устья, чтобы собрать в качестве школы. Сейчас здание Ожогинской церкви признан аварийным и стоит пустым, всем своим согбенным видом требуя реконструкции. Сколь ни писали русскоустьинцы во все инстанции, памятником архитектуры ее признавать не желают. В итоге опустошительной войны «культурной революции» среди голой тундры осталась стоять брошенной лишь маленькая церквушка на Станчике (люди оттуда были переселены). Построенный в начале ХIХ века, это самый северный в мире православный храм, чудом сохранившийся до наших дней.
САМЫЙ ПЕРВЫЙ МИССИОНЕР
Как следует в одном из сохранившихся документов той эпохи, самым первым миссионером в Колымо-Индигирском крае был иеромонах Спасского монастыря Макарий. Его специально отправили «для светительских дел за море на Индигирку и Алазею, и на Колыму реки». По этому направлению Макарий трудился почти тринадцать лет – с 1668 по 1680 годы.
ПЕРВЫМ СТРОИТЕЛЕМ ЧОКУРДАХА СТАЛ РУССКИЙ ВРАЧ
Начало строительства поселка Чокурдах тесно связано с именем русского врача Сергея Павловича Мокровского, который буквально своими руками возвел больницу. Из письма Сергея Павловича сестре:
«25 июля 1935 года. Сейчас нахожусь в местечке Чокурдах. Это место – скала, тундра, берег Индигирки, стоит одинокий тордох юкагирского семейства. К этому берегу приплыл я на плотах с рабочими. На этом месте будем строить новую больницу, здесь будет центр Аллаиховского района. Строительство больницы положило ему основание. В первые дни было туго – дождь, ветер, бр-р! Негде обсушиться. Сделали временное помещение. Все свое время, себя самого, все силы отдаю на строительство». Сергей Павлович сам не единожды сплавлял по бурной, со многими шиверами (там пороги 4-5 степени сложности) плоты со строительными материалами. Дело в том, что в тундре деревья не растут, а ближайшие леса расположены в тысячах километрах от Аллаихи. Представьте себе, как сложно было заготавливать лес, сплавлять его и вести строительство. Для церквушки на Станчике, к примеру, вылавливали топляк (одиноко плывущие деревья во время ледохода), высушивали и подбивали по размерам в течение восьми (!) лет, и только набрав нужное количество, приступили к возведению. Сергей Павлович трагически погиб от случайного выстрела, произведенного при укладке им нарт – врач-энтузиаст в одиночку ездил по самым дальним наслегам на собачьих упряжках, чтобы оказать необходимую медицинскую помощь. Ему не было даже тридцати лет. Похоронили врача-энтузиаста на местном погосте со всеми почестями, и помнят его до сих пор. Больницу назвали именем Мокровского, есть и одноименная улица. Оттуда есть пошел центр районный.
ПИШЕМ НОВУЮ ИСТОРИЮ
В лихие 90-е Арктику практически бросили на самовыживание. И Чокурдах, и дальние наслеги выкарабкивались, как умели. Здесь свято чтятся законы взаимопомощи, иначе на севере попросту не выжить. На этой благодатной почве, пробиваясь, как лучики солнца в темных грозовых облаках, и поднялись ростки веры. В прошлом году в Чокурдахе владыкой Романом был заложен фундамент - в нем, кстати, капсула с обращением к потомкам – новой Знаменской церкви. Дай-то Бог, чтобы строительство не затянулось – как я уже упоминала, строительство в тех краях всегда было делом сложным. Русское Устье же в этом году отметит свое 375-летие, и в честь этого юбилея новгородцы подарили своим сородичам новую часовню, которая сейчас проходит свой многотысячный путь до «самого холодного моря». Так, мы становимся свидетелями новой истории, не забывая, впрочем, и о прошлом и восстанавливая добрые имена. До следующих встреч!
Яна НИКУЛИНА