![]() ![]() |
В краеведческом музее города Ленска местная молодежная волонтерская организация «Лучи Ленска», патриотический клуб «Витязи» и студенты ленских СУЗов провели круглый стол «Молодежь в современном мире». В мероприятии принял участие епископ Якутский и Ленский Роман.
«Лучи Ленска» - организация молодая, существует всего год. Тем не менее, ребята уже успели поучаствовать в III епархиальном съезде православной молодежи Якутии «Мы – наследники преподобного Сергия», прошедшем в марте в городе Нерюнгри.
Уличные акции и флешмобы, пропаганда здорового образа жизни, общение с ветеранами и инвалидами – спектр деятельности «Лучей Ленска» самый широкий.
Кроме «Лучиков», как ласково называют себя волонтеры, с ними в Нерюнгри побывали члены молодежного патриотического клуба «Витязи», поддерживающего и развивающего традиции казачества. Один из ленских делегатов, восьмиклассник Михаил Вечорка, как активный участник форума даже вошел в паломническую группу, которая поедет из Якутска в Троице-Сергееву Лавру в ноябре 2014 года.
В текущем году ребята просят их родном Ленском районе районный съезд православный молодежи.
- Наблюдая за деятельностью волонтеров, особенно, поддерживаемых и развиваемых светскими структурами, ловлю себя на вопросе: не много ли в этом пиара? – провоцирует дискуссию епископ Роман. – Для чего это делается? Для добрых дел или для красивых презентаций? Вот сделали презентацию – есть же некоторое чувство тщеславия и удовлетворения.
Ребята «ведутся» на провокацию и начинают рассказывать: как они дарили улыбки ветеранам и радовались тому, что поделились своей добротой.
- Важно находить объекты своей деятельности, - поясняет свою позицию епископ Роман. Не так, что: «модно заниматься ветеранами – займусь ветеранами». Вокруг нас очень много людей, нуждающихся в нашей помощи: соседи, родственники, одноклассники. Самое главное – найти людей, по-настоящему нуждающихся в нашей помощи. Тогда волонтерское движение будет приносить пользу, а тогда уж можно и красиво представить свою деятельность.
Артем занимается социальной реабилитацией инвалидов. Слово «инвалид», правда, он не употребляет и другим не разрешает: «Лица с ограниченными возможностями». В пиаре не видит ничего страшного: считает, что следует всеми силами привлекать людей для такой полезной и эффективной деятельности.
- А мотивы твои каковы? – интересуется владыка.
- Этих людей нужно социализировать. Всем нужна помощь. Но в первую очередь – просто общение. Человек должен чувствовать, что он не один.
Дискуссия приходит к консенсусу. Желание оказать помощь – реальная положительная мотивация.
«Равнодушны ли сегодня люди?» - такой вопрос задали «Лучики» участникам своей группы в социальной сети. Мнения разделились почти поровну. Один из интересных комментариев в сети: «Равнодушие – удел урбанизированных регионов, а мы живем общинной жизнью – какое уж тут равнодушие?»
Многие участники круглого стола считают, что равнодушия в мире не так уж много и оно преодолимо. Неудивительно: сами волонтеры редко страдают таким грехом. Примиряюще звучит реплика: «К чему делить людей на равнодушных и неравнодушных? Кто-то, может, и не равнодушный, но боится или стесняется проявить свои чувства».
А вот замечание об одной из крайне серьезных проблем, описанных в социальной психологии: «Когда вокруг очень много людей, все рассчитывают на помощь кого-то другого, более сильного, чем он сам». Можно с уверенностью заявить, что для небольшого города Ленска такая проблема менее актуальна, чем для мегаполисов.
Волонтеры – люди, как правило, молодые. Именно молодой человек готов услышать чужую боль как обращение и вызов лично ему.
- Равнодушный – значит, бездушный, то есть совсем опустившийся. А таких людей не бывает, - подытоживает обсуждение епископ Роман.
На круглом столе обсуждали и другую тему: вера и Церковь в жизни современной молодежи. Значительную роль религии в жизни молодых людей увидело большинство участников группы волонтеров в социальной сети. Но интерес вызвало мнение как раз меньшинства.
«Церковь – это внешняя атрибутика! Важно, что у человека внутри», - не сегодня и даже не вчера родившаяся точка зрения. Можно ли с ней спорить?
- Церкви как институту – две тысячи лет. Это старейший из общественных институтов на земле! За этот период регламент поведения, общественной и личной жизни христианина предельно выкристаллизовались. Например, что такое пост? Он говорит о том, что человек, стремящийся к Богу, не может быть бесконечно сытым. Все взаимосвязано. В духовных правилах совместно существуют духовное и телесное, как душа в теле.
Говорить, что внешняя атрибутика несет лишь поверхностный характер – значит, не понимать всей полноты церковной культуры. Зайдя в храм, слушая песнопения, мы погружаемся в атмосферу христианской культуры, творцами которой были лучшие люди! Они писали гимны, молитвы, мотивы, иконы – окошки в горний мир, составляли богослужения, чтобы создать атмосферу благодатного мира молитвы. Чтобы совершить богослужение, нужно двадцать томов книг, вмещающих в себя лучшие образцы гимнографии. Это такое интеллектуальное богатство! Не принимать его в расчет, не пытаться его познать?!
Некоторые ребята уверены, что неприятие Церкви продиктовано исключительно модой: в храм ходить «не круто», «не модно», будут смеяться или не поймут сверстники. Да еще и спать утром в воскресенье хочется. И вообще, церковь – это для бабушек.
Правда, последний стереотип был разрушен во многом благодаря прошедшему в Нерюнгри съезду.
- Я даже не ожидала, что будет столько много молодежи! – делится впечатлениями Ксения.
- У нас осталось печальное наследие XX века, - включается в обсуждение владыка. – Верующих даже в тюрьму сажали, а могли и расстрелять. Многие люди до сих пор бояться проявить свою веру – только наши героические бабули, вынесшие период гонений, твердо и уверенно молятся, не боясь никаких насмешек. И именно поэтому мы устраивали молодежные съезды, чтобы показать: православная молодежь может быть креативной, может и должна быть жизнерадостной, ищущей и активной.
- Церковь через молодежь молодеет, молодежь через Церковь – мудреет и одухотворяется, - подытоживает архиерей.
Звучит предположение: разница между человеком, пришедшим к вере самостоятельно, и воспитанным в церковной среде, очень велика – последний не задает вопросов и живет церковной жизнью машинально. Владыка спорит:
- Вопросы задают все. Духовные вопросы – самые серьезные в жизни. Период молодости – период исканий, в том числе и ответа на главный и самый мучительный вопрос о смысле жизни: для чего я живу?
- Не является ли вера попыткой переложить на Другого ответственность за свою жизнь? – спрашивает участница круглого стола. – Всегда знаешь, что тебе Кто-то помогает…
- Вера – это ощущение того, что ты не один, особенно в самые тяжелые периоды, - объясняет епископ Роман. – Почему молодежь совершает много отчаянных и плохих поступков? Для молодых свойственен кризис одиночества. Кажется, родители не понимают, мужа или жену еще не нашли, друзья предают. А где то, что всегда рядом?
Бог, святые, ангел хранитель… Найти эту близость и ощутить ее – это великое благо, которое помогает человеку не упасть, прежде всего – морально. Вера – это встреча Друга и ощущение Его поддержки. И это не значит перевалить на Него ответственность. В конечном итоге, все выборы, совершаемые нами – определяются нами же. Бог сотворил нас как Свое высшее творение – абсолютно свободными. Он наделил на способностью поступать так, как хочешь. И в то же время, Он всегда рядом и говорит: с Ним мы сильнее и полноценнее.
Постановка вопроса стандартная, но сам вопрос не устаревает. Борис, например, убежден, что это зависит от обстоятельств. Болезнь, трудность, скорбь – все это приводит человека в храм.
- Когда не помогают ни врачи, ни что другое – люди начинают верить.
- Любая религия несет добро, но в любой же религии есть плохие люди, отталкивающие других, - считает еще одна участница круглого стола. – Они есть в Православной Церкви, они есть среди мусульман – взрывают машины, они есть среди «Свидетелей Иеговы» - отнимают квартиры… Как бороться с такими людьми?
- Бороться надо с самими собой, - не согласен с постановкой вопроса владыка Роман. – Мы болеем критиканством: всех пытаемся исправить и обличить. А свои ошибки забываем. Чувство справедливости надо начать с себя и самому стараться по жизни быть идеальным – тогда и в других не увидишь зла. Те, кто, как ты заметила, используют религию для своих политических и карьерных целях, не злы – они больны. Их жаль. Но больше тех, кому религия помогла стать лучше.
Наконец, раздается самое очевидное объяснение, почему люди не идут в храм:
- Может, они просто в Бога не верят? Таких очень много.
Не очень, считает владыка:
- Святой праведный воин Федор Ушаков, великий полководец, говорил: «Кто на море не ходил, тот по-настоящему не молился». Чувство необходимости общения с Богом обостряется в сложный период, который и открывает внутреннее отношение к Богу. Счастливому, радостному и молодому все кажется второстепенным. Не думаю, что атеистов очень много – по статистике, таких, кто готов за то, что Бога нет, под поезд бросаться, процентов пять или семь. Больше тех, у кого нет знаний о Боге, вере, представлений о том, какую радость дает общение с Богом. Оттуда и равнодушие к вере.
Последним обсуждался вопрос о влиянии телевидения и интернета на молодежь. Можно ли защитить от их пагубного влияния? Мнения разделились примерно поровну. Один из комментаторов не без иронии ответил, что в Ленске защитить можно, потому что интернета нет. Другой комментатор считает, что если время занято интересным делом, человек, даже молодой, будет от пагубного влияния ТВ и интернета защищен.
С телевизором все просто: его можно просто ограничить. Епископ Роман сослался на опыт его знакомой многодетной семьи, в которой детям разрешено смотреть телевизор один час в неделю.
- Сначала я сказал: «Изверги, как можно над детьми так издеваться?!» - а потом увидел, что дети талантливейшие! Музыка и другие искусства! Родители сознательно оградили их телевизора и тем самым освободили время для учебы и развития. Не скажу, что это панацея и все должны так поступать. Но что телевизор приносит пагубные плоды – факт.
А вот от интернета никуда не деться. И это хорошо, уверен один из участников круглого стола.
- Я бы без интернета вряд ли был сейчас волонтером. Интернет – это инструмент в нашей работе, он помогает распространять информацию. С другой стороны, от пагубного его влияния тоже невозможно обратить.
- А я считаю, что при желании можно и в книжках найти плохое, - уверен другой участник. – Дело в человеке. Интернет и телевидение могут быть отличными источниками знаний.
- Нужно научить человека самостоятельно и вольно отбирать зерна от плевел, - согласен архипастырь. – Полезную информацию от той, которую вообще не надо потреблять, потому что она принесет в душу разлад. Но не всякий имеет такую силу воли.
- С интернетом люди стали скучные, - честно признается участница круглого стола Ольга. – Единственная польза – информация.
Ведущая круглого стола Любовь Николаевна согласна с тем, что от пагубного влияния может отвлечь добрая общественная деятельность, пример которой подают «Лучи Ленска», православный центр Ленска, комитет по молодежной политике и другие организации.
На будущих епархиальных съездах молодежи активные молодые люди Ленского района смогут поделиться своим опытом со сверстниками со всей республики.