Бороться за жизнь молитвой. Епископ Якутский и Ленский Роман об алкоголе и алкоголиках

23.09.2015
Бороться за жизнь молитвой. Епископ Якутский и Ленский Роман об алкоголе и алкоголиках

Так получилось, что моя подруга детства, самый светлый и добрый человек из всех, кого я знаю, в свое время вышла замуж за сильно пьющего мужчину. Всякий раз, когда муж уходил в запой, Лена вытаскивала его из этой ямы: устраивала в платную клинику, где его «прокапывали» за большие деньги, снимая интоксикацию; платила при этом за услуги врачей всегда она. Лена созванивалась с работодателем мужа, предупреждала, что у него «снова эта проблема», и умоляла, чтобы те не увольняли его за очередной прогул. В общем, это был жуткий, выматывающий бег по кругу – до очередного запоя. Как обычно бывает в таких случаях, все ее жалели, а вместе с тем – осуждали за то, что она с этим мирится. Вопрос,  до каких пор нужно терпеть, стал основной темой нашего долгого разговора с епископом Якутским и Ленским Романом.

 

Все в руках человека, который страдает

- Владыка, пример моей подруги, наверное, применим к большинству российских женщин. Разница может быть лишь в том, что одни уходят от своих мужей, а другие, как моя подруга, терпят. Мне кажется, что в таких семьях больше страдают женщины. Так кому же это нужно?

- Страдают все. Кто больше, а кто меньше, сказать не возьмусь… Вообще, оценивать семейную ситуацию – дело сложное, потому что семья – это всегда очень индивидуальное устроение, глубочайшая и, я бы сказал, священная тайна. Рассудить, «виновен – невиновен», «правильно-неправильно», со стороны может показаться очень легко, реально же все очень непросто. Поэтому правильнее будет говорить не о взаимоотношениях в семье, а о страсти винопития. Я не зря употребляю церковнославянское слово «страсть». Что это такое? Это когда грех, явление или состояние настолько охватывает человеческую природу, личность, что искажает ее, принося неимоверные страдания. Страсть и страдания – слова однокоренные, и говорить, что алкоголик не страдает, неправильно. Он тоже мучается от своей страсти. Но вот в чем секрет: раз человек впустил в себя эту страсть добровольно, то и выгнать ее можно исключительно усилиями этого человека. Это самый главный принцип. Как только начинают прибегать к методам, порабощающим волю – например, к  модным нынче кодированиям, то получается, что воля человека, уже надломленная, надламывается еще больше, ломается личностный хребет. И уже не сказать, что это полноценный человек, он уже дважды зависим – от своей страсти и от укола или капсулы, которая ему вшита. Повторюсь, важно осознание проблемы самим пьющим человеком, стремление и старание избавиться от этой страсти.

Каким образом  происходит  этот процесс, знают специалисты, которые могут помочь. Может помочь священник. Но важно помнить, что первый и самый главный шаг делает сам человек, без него спасти его невозможно. Я скажу вам еще больше: без участия самого  человека даже Бог не может его спасти, ведь Бог настолько уважает свой образ и подобие, что не нарушает выбранное волей и свободой направление человеческой жизни, пусть даже и такое печальное.

К сожалению, страсть винопития все более охватывает самые разные слои населения. Вот недавно, 11 сентября, в день Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Всероссийский день трезвости мы проводили круглый стол, на который пригласили сотрудников наркоконтроля, центра реабилитации алкоголиков, наркологического диспансера, общественников. На нем прозвучала информация о том, что алкоголизм молодеет. Действительно, если прежде мы видели опустившихся людей, страдающих крайней степенью этой страсти, в зрелом возрасте, то сейчас видим совсем молодых.

В чем причина впадения в эту страсть? Конечно же, в душевной и духовной пустоте. Человеческая природа не терпит пустоты: как только появляется пустота в духовной жизни, она заполняется страстями, псевдоценностями. И поэтому первое, что нужно сделать во время реабилитации, - это наполнить свою жизнь новыми увлечениями, работой, трудом, учебой, то есть вернуться в полноценную жизнь. Через это и происходит обновление.

Безусловно, что любые потуги человека, если они направлены к благу, Господь всегда приветствует, и обращение человека, страдающего страстью, обязательно поддерживает. А видя в нем добрые перемены, посылает ему свою Божественную помощь, чему мы знаем множество свидетельств из истории Церкви, из истории иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и прочих явлений.

Таким образом, все в руках человека, который страдает. Он должен сделать первый шаг, а уже дальше Божественная благодать ему сопутствует и помогает. Только в этой последовательности, никакой другой сценарий к положительному результату не приведет.

 

Чем ближе человек, тем сложнее его любить

- А можно любить человека, который всякий раз дает обещания, что все это «в последний раз и больше не повторится»?

- Но ведь каждый человек – это совокупность хорошего и плохого, не так ли? Или вы хотите услышать от меня, что всех пьяниц нужно посадить в вагон и отправить далеко-далеко? (улыбается)

- Нет, я наоборот, думала, что услышу от вас, что нужно любить всех, независимо ни от чего.

- Безусловно, это абсолютно верно!

- Но иногда это просто невозможно. И доверия к такому человеку нет. Ведь всякий раз и тот, кто обещает, и та, кому он дает обещание, знают, что оно будет нарушено.

- Знаете, чем ближе находится человек, тем сложнее его любить. Такой закон. Легко любить бабушку, которая живет, к примеру, в Томске, а если еще и подарки присылает, так это вообще самая любимая бабушка. А того, кто живет рядом – любить ой как сложно!

 

Слабая воля и самооправдание

- И еще пьющий всегда находит либо виноватого в том, что он пьет, либо самооправдание: я разочарован в самом себе, моя семейная жизнь не удалась, все мои друзья пьют. В итоге он никогда не виноват.

- Любая страсть, будь то алкоголизм, наркомания или что-то иное – это болезнь воли. Поэтому таких людей называют слабовольными. Потому и слабовольный человек всегда найдет самому себе оправдание, он никогда не найдет в себе сил сказать, что да, я виноват.

- Неужели возможно убедить его в обратном? И как это сделать?

- Во-первых, никогда нельзя обличать человека в состоянии опьянения, это в некотором смысле не человек. Говорить нужно только с трезвым. Во-вторых, стараться говорить не эмоционально, хотя это очень сложно: возможно, он обижал или унижал, а вам придется разговаривать с ним спокойно и чуть ли не ласково. Третье: нужно находить авторитеты вне семьи. Пусть это будет духовник, или психолог, или уважаемый родственник, который будет воздействовать на него убедительным словом. А если к этому прибавится еще и молитва жены о своем муже – искренняя и горькая, то это обязательно возымеет действие. Ко мне очень часто подходят люди и просят: владыка, благословите читать молитвы или акафист за пьющего человека. Конечно, говорю я, молитесь, и я тоже помолюсь. Вот такая общая молитва имеет очень большую силу.

 

С алкоголиками не надо нянчиться

- Сейчас общепринято говорить о том, что алкоголизм – это болезнь. Мне кажется, что алкоголики этим пользуются, они привыкают к тому, что это не они, а «болезнь виновата». И отношение у них к этому такое же: возитесь, мол, со мной, я ведь болен.

- Знаете, в какой части верно будет говорить, что это болезнь? Когда человек приходит в себя и начинает период восстановления и исправления. Тогда ему говорят: запомни, страсть, которую ты однажды запустил в себя, будет скрытно жить в тебе всегда; и если ты позволишь расслабиться, забыть о том, что в этом смысле ты больной человек, страсть к тебе вернется. Запомни, говорят ему, ты навсегда больной человек, и как только ты об этом забудешь, будет новый этап – запой и духовное опустошение. Вот в этом смысле это утверждение будет правильным.

- Это из серии «бывших алкоголиков не бывает»?

- Да, именно. А близким родственникам вот какое пожелание. Да, это болезнь, духовная и физическая. И не надо давать поводов больному, нельзя допускать застолий: давай, мол, отметим день рождения и выпьем пива. Напротив - отныне в свой дом на свой стол не пускать алкоголь вообще.

- С этим я абсолютно согласна. И это, как мне кажется, просто. Но я говорю о том, что алкоголик часто начинает этим манипулировать. Ты повысила на меня голос, говорит он жене, а ты ведь знаешь, что у меня и так психика сломана, вот я и запил. То есть - находит себе оправдание.

- Ну нянчиться, конечно же, нельзя, это уж совсем театр. Не нужно играться с таким человеком, он же не ребеночек, а здравомыслящий человек, даже при том что он подвержен страсти.

- И тем не менее, алкоголик всегда находит виноватого. Ты на меня накричала, ты меня не любишь – поводов масса. И жена задумывается: ой и правда, а ведь это я виновата…  Она начинает винить себя, искать причину в себе и - начинает жить по условиям мужа, угождая ему, чтобы он, не дай Бог, не сорвался.

- Этого делать не надо. Здравомыслие нужно сохранять хотя бы супруге и близким. Они же видят логику и следствие этих действий. Чем это заканчивается? Тяжелой болезнью, которая является первым сигналом, и плохой смертью. Конец всегда один, и он именно такой. Здравомыслящие люди это понимают, и, скорее всего, понимает алкоголик.  Так вот нужно напоминать алкоголику о болезни как результате такого пути. Ну а если болезнь уже на пороге, конечно, нужна особая помощь родственников. Я скажу, что это большущий крест – нести тяготы ближних. Не все на это способны. Кто может, тот несет. Ну а если кто не может – значит надо спасать себя и окружающих.

- А я была уверена, что вы скажете, что нужно умереть, но нести этот крест до конца.

- Ну нет, что вы, это же все по силам дается!

 

«Еже Бог сочета, человек да не разлучает»

- Я дорасскажу вам историю  моей подруги. Она недавно сообщила мне, что ушла от мужа. Как я понимаю, для нее это был шаг отчаяния, ведь у них венчанный брак.

- Какой шаг сделать тем людям, которые стоят перед этим очень важным, значительным выбором, когда все настолько обострено? С одной стороны, было венчание, была настоящая семья, благословленная церковью: «И будете в плоть едину... Еже Бог сочета, человек да не разлучает»... А с другой стороны – такая страшная надломленность и печальная безысходность, что до сумасшествия доходит!..

В 2000 году Русской православной Церковью был принят документ «Основы социальной концепции», в котором указано, что страдание одного из супругов крайней степенью алкоголизма можно рассматривать как причину к расторжению церковного брака. Это не значит, что если кто-то в семье пьет, то это автоматически означает развод, речь идет только о крайней степени, когда продолжать совместную жизнь уже невыносимо.

Знаете, что самое страшное в этих историях? Я даже из своего опыта это вижу. Да, у женщин, жен алкоголиков есть запас терпения, но когда-то эти силы истощаются, и тогда на смену этому вымоленному терпению приходит ненависть к супругу, жуткая ненависть. Жизнь исковеркана, психика надломлена, семья страдает – все, начинается полное  отторжение. Так, наверное, лучше не доводить до такого, а разойтись, иначе сколько еще будет боли и себе, и семье...

Еще такой момент. На нашем круглом столе о трезвости, с которого я начал, состоялся почти спор о том, какая проблема страшнее – алкоголизм или наркомания. Определить это предложили таким способом: дали задание назвать двух наркоманов – знакомых и  двадцать алкоголиков из своего окружения. Так вот, легче оказалось назвать два десятка алкоголиков, чем двух наркоманов.

- Масштабы больше.

- Да, масштабы другие. Хотя и наркомания – тоже проблема. Но тут масштабы действительно страшные, ужасающие.

 

Кодирование не спасет

- Вы выше уже сказали о кодировании. Многие действительно ведут своих мужей к врачам на кодирование, это в лучшем случае. А в худшем – к каким-нибудь знахарям, экстрасенсам. Как вы к этому относитесь?

-  Экстрасенсы нынче вошли в моду. То, что люди поголовно шарлатанствуют и вытягивают из людей деньги, и то, что у нас сейчас творится на телевидении, это печально и страшно. А ведь это игра в мистику, причем в дурную мистику.

Что касается химических воздействий, то мы уже говорили, что алкоголизм - это болезнь воли, и исправлением воли, ее возвращением она и лечится. Это происходит через собственный труд, старание, молитву, помощь медиков. Но представьте себе, что воля надломлена, не восстановлена, и к этому через химическую манипуляцию еще десяток страстей прибавляется. Это как если у человека очень плохая иммунная система, а ему вместо того, чтобы иммунитет повышать, лечат что-то другое. И вот он, совсем слабенький, выходит на улицу и тут же заболевает, потому что ему не вылечили самое главное, основание. Так и здесь: коль человек не понял и не исправил самого главного – волю, какими бы методами его ни лечили, они не исцелят его. Да, я знаю, есть случаи, когда это помогает. Ненадолго. Но в большей части из того, что я видел, в долгосрочной перспективе этот метод не действует.

- Сравнительно недавно заговорили еще об одном методе лечения алкоголизма – в так называемых группах АА - анонимных алкоголиков.

- Насколько я понимаю, они помогают друг другу не срываться, не упасть снова. Ну почему нет? Всякая организация доброй идеи – это очень хорошее дело.

 

«Врагов не знать, преград не мерить»

- Владыка, мне кажется, все люди по природе своей счастливы, все мы рождаемся счастливыми и хотим счастья. Нас делают несчастными неудачи, неурядицы, трудности, они ломают, пригибают нас к земле, делая замкнутыми, озлобленными, недоверчивыми. А о том, какими несчастными чувствуют себя жены алкоголиков, даже и говорить не приходится.

- Как верующий человек, как священник, я скажу, что счастлив тот, кто живет с Богом. Счастлив тот, кто приближается к Богу, ибо он есть источник подлинного счастья. А если живешь с Богом, то все остальное легче решается. Хочу привести строки поэта Майкова, которые мне очень нравятся:

В чем счастье? В жизненном пути,

Куда твой долг велит идти,

Врагов не знать, преград не мерить,

Любить, надеяться и - верить.

Вот счастье – реализовать свое призвание, выполнить свой долг. Супруги или супруга, журналиста, священника... И еще – любить, надеяться и верить.

 

Марина Сантаева