![]() ![]() |
Добровольческое движение «Даниловцы» существует с 2008 года. Базируются «Даниловцы» при Даниловском монастыре в Москве. Руководитель движения — Юрий Белановский. Побывав на IV православном съезде молодежи Якутии в Алдане, Юрий провел семинар «Азбука социального волонтерства».
- Мне говорят: «Пришли мне волонтеров!» Я отвечаю: «Как я могу кого-то куда-то послать? Я что, рабовладелец?»
Юрий подчеркивает: волонтер — это не тот, кто может сделать любую работу. Волонтер — это человек, добровольно берущийся за определенную работу. У волонтера должны быть, во-первых, стремление помогать другим, во-вторых, бескорыстие, в-третьих — навыки, в-четвертых — свободное время.
Действительно, волонтера не интересует материальная компенсация, но для него важна компенсация моральная. Кроме того, он делает то, к чему склонен — чего хочет и умеет. Соответственно, нельзя добровольца, занимающегося помощью детям-инвалидом заставить красить заборы, и наоборот.
Это не значит, что волонтеров в принципе нельзя звать на помощь — можно только ждать, когда они придут. Просто надо учитывать, что в данном случае приходится иметь дело именно с добровольцами.
- Когда мы не платим денег, мы работаем на личных отношениях, - объясняет Юрий основной принцип работы с волонтерами. - Я не заплачу тебе, но я буду работать вместе с тобой. Это будет наше общее дело.
Еще одно правило: выполнять работу бесплатно — вовсе не значит «вкладывать в работу за свои средства». Если «заказывается» работа волонтеров, значит, им должны быть предоставлены либо ресурсы, либо свобода.
- Нельзя ставить задачу: «Сделайте для детей-инвалидов сценку про Чебурашку», не предоставив ни мягких тканей для пошива костюмов, ни сценария для постановки. Если вы не предоставляете никаких средств — вы предоставляете добровольцам полную свободу в действиях.
Юрий разделил аудиторию на две части и предложил выполнить несложное упражнение. Ребята по левую руку докладчика написали, что бы им хотелось изменить вокруг, по правую — что конкретно они хотели бы сделать хорошего, если бы им был подарен свободный день.
Первых беспокоили самые разные проблемы: положение детей сирот, инвалидов, бездомные, старость и одиночество, экология, одичавшие домашние животные, зависимости... Вторые рассуждали более конкретно: «Я бы сходила в ближайший лесок и убрала мусор», «я бы помог одинокому пожилому человеку: сходил бы в магазин, например», «я бы поиграл с детьми-сиротами», «я бы съездила в приют для бездомных животных», «я бы сходила в больницу — помогла ухаживать за больными», «я бы провел целый день с детьми-инвалидами», «я бы накормил бездомных».
Все добрые намерения сталкиваются с одной проблемой: не хватает конкретики.
- Вот вы готовы кормить бездомных. Знаете ли вы, как это организовать? Например, нашим добровольцам понадобилось два года, чтобы приучить бездомных с Павелецкого вокзала в Москве приходить на одно место для получения еды! Готовить еду для бездомных надо целый день.
Другое упражнение: Юрий вызвал из зала двух знакомых между собой ребят и предложил разыграть сценку встречи добрых друзей после долгой разлуки. Один (Алексей) приезжает и выходит из поезда, а другой (Максим) его встречает на платформе — бежит навстречу, приветствует, обнимает. Затем задача меняется. Встречающему завязывают глаза, раскручивают, куда-то толкают... Молодой человек теряется, вытягивает руки, чтобы не налететь на стену. Наткнувшись на своего друга, он сначала не понимает, кто это, затем с облегчением выдыхает: «А, это ты!»
Наконец, третья часть упражнения. Юрий завязывает Максиму глаза и сам медленно подводит его к Алексею.
- Тебе было комфортно, когда я тебя подводил к Алексею? - спрашивает Юрий Максима. - Что ты испытывал?
- Недоверие, сомнение... - начинает отвечать Максим.
- Картина ясна. Алексей привлекает Максима, является его целью. У волонтера тоже есть цель — тот, кому он оказывает помощь, - объяснил лектор смысл упражнения. - Если у человека нет цели, ему страшно, он не понимает, что делать.
Предыдущее упражнение продемонстрировало две главные черты волонтерства.
Во-первых, волонтерство — это свободный выбор. Волонтеру нельзя навязать цель и деятельность. Во-вторых — это личный мотив. Впрочем, этот мотив может быть любым.
- Иногда приходят парой — парень и девушка, - привел пример Юрий. - Девушка эмоционально рассказывает, как она хочет помогать деткам, а парень кратко объясняет: «А я с ней!» Благодаря этому, казалось бы, невысокому мотиву он может стать лучшим волонтером, чем она.
Игра «Больница» показала будущим и действующим добровольцам важную особенность волонтерской деятельности: волонтерство — это отношения и границы.
Десять человек изображали больного ребенка, его маму, заведующего отделением, сестру-хозяйку, медсестру, лечащего врача и нескольких волонтеров. По очереди каждому человеку позволялось убрать лишних. В придуманной якутской больнице оказался заведующий, хорошо относящийся к волонтерам, готовый иногда даже заменить ими врача. Но врача это не устраивало, и он волонтеров убирал — объясняя это тем, что они ему мешают лечению. Волонтеры на свое «изгнание» реагировали по-разному. Юрий обратил внимание на реплику одного из них, обращенную к сестре-хозяйке: «Может быть, я вам чем-то помогу?»
- Смотрите: как сложно выстроить отношения со всеми! Нужно уметь идти на те или иные уступки и компромиссы. Нужно понимать, что вас никто не обязан пускать в больницу, что конфликт может привести к тому, что в дальнейшем волонтеров вообще пускать не будут.
Часовой семинар, разумеется, не смог охватить и решить всех проблем начинающих волонтеров. После встречи к Юрию подходили юноши и девушки за советами, задавали вопросы, обменивались контактами. Так что вполне возможно, в разных уголках Якутии вспыхнут новые огоньки молодежных добровольческих движений.