13 марта 2016 года в неделю Воспоминания Адамова изгнания архиепископ Якутский и Ленский Роман возглавил Божественную литургию в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора иеромонах Никандр (Горбатюк), ректор Якутской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин), благочинный 2 Центрального округа протоиерей Сергий Колесников, руководитель епархиального социального отдела иерей Александр Воронов, преподаватель Якутской духовной семинарии иерей Иулиан Яскевич, руководитель епархиального отдела по делам молодежи иерей Сергий Курдов, иерей Максим Степанюк. Диаконский чин составили диакон Григорий Макухо и диакон Александр Коробкин.
За богослужением пели хор Преображенского собора и хор Якутской духовной семинарии под управлением Мариам Баско.
Проповедь перед Причастием произнес иеромонах Никандр (Горбатюк).
По окончании богослужения с приветствием к прихожанам обратился владыка Роман.
- Не случайно за день до начала Великого поста Церковь обращает наше внимание на событие начала человеческой истории. Адам и Ева, первые люди, были искушены диаволом, нарушили заповедь Божью и через это нарушение оторвались от прямого лицезрения Бога и общения с Ним. Плоды этого падения мы знаем. Все переменилось: и человеческая личность, и природа. Ведь мир был создан таким, чтобы венец творения – человек – задавал ему тон.
Но вспомните икону Воскресения Христова – сошествия Христа во ад: распахнутые двери ада, надломленные ключи – и Воскресший Христос за руку выводит из ада Адама. Первый человек был введен более, чем в рай – в Царствие Божье.
Часто на иконостасах Адам изображен святым, в лике святых праотцев. С одной стороны – падение его, повлекшее проклятие на всем человечестве, а с другой – Христос первым вывел его из ада. Что же произошло? Почему такая честь? Почему не горит Адам за свое падение в аду? – Потому что страданием он искупил свой грех. Согласно Священному Преданию, Адам жил более тысячи лет, неся на себе последствия греха: болезни, скорби, испытания – он, человек, вкусивший райских радостей, бывший собеседником Бога, был изгнан от общения с Ним, но не отчаялся до конца, а воспринял эти страдания терпеливо. Он жил по тому закону Божию, который слышал и видел от Него – и таким образом всей своей жизнью искупил свое падение.
Мы вступаем в Великий пост, осознавая, что для того, чтобы исправиться, удалиться от зла, сделать себя более правильными, нужно будет тоже пострадать. Во-первых, попоститься – ограничение своего стола от большинства людей требует огромных усилий. Во-вторых, отрешиться от увеселений. В-третьих, сознательно поучаствовать в покаянных великопостных богослужениях.
Нужно будет пострадать в борьбе с грехами, смиренно претерпевая все трудности нашей жизни, чтобы преображенными прийти к цели – когда Христос, Новый Адам, как называет Его апостол Павел, явится нам и даст нам новые силы благодатью Своего Воскресения.
Архипастырь напомнил верующим о необходимости примириться с ближними накануне начала Великого поста и призвал посетить вечернее богослужение Прощеного воскресенья – чин Прощения.