Спасо-Зашиверский храм: прикоснуться к легенде

18.07.2014
Спасо-Зашиверский храм: прикоснуться к легенде

...Для многих якутян древний Зашиверск по количеству загадок и тайн, связанных с ним, в чем-то сродни мифическому Китежу. Только тот – если верить легенде – ушел под воду целиком, оставив потомкам разве что красивую сказку о себе.

Заполярный Зашиверск же оказался куда щедрее. В качестве наследства – и в доказательство, что он все-таки был! – нам досталась Спасская церковь, построенная в 1700 году, а в 1971-м, спустя более века после гибели города, перевезенная в новосибирский Академгородок.

В 2013 году, впервые после 130-летнего перерыва, в древнем храме была отслужена Божественная литургия, которую возглавил епископ Якутский и Ленский Роман. А нынешним летом заложенная им традиция паломничества якутян к святыне продолжилась. О поездке я попросила рассказать настоятеля Никольского храма Якутска, протоиерея Алексия Зарубина.

 

Должен сказать, что у нашей поездки была и еще одна очень важная причина 375-летие Зашиверска. Он, как известно, появился на берегу реки Индигирки в 1639 году. Просуществовал почти 250 лет. Знавал разные времена: начинался как простое зимовье, позже, оказавшись по воле судьбы, одним из форпостов освоения Севера, стал уездным городком, численность которого доходила до 500-600 человек. Со временем поселение начало хиреть. Окончательно же его добила эпидемия натуральной оспы: от нее вымерло большинство еще остававшихся жителей.

Но несмотря на то, что Зашиверска давно нет, он продолжает жить: и в исторической памяти, и в народной. И во многом это связано с той огромной ролью, которую он сыграл не только в процессе освоения северо-восточных  рубежей России, но и распространения православия среди местного населения. Речь, конечно, о священнослужителях того времени, которые, продвигаясь вслед за казаками, несли Слово Божье якутам, юкагирам, чукчам. И о самой Спасо-Зашиверской церкви...

– Которую называют «северным чудом»...

И совершенно справедливо. Ведь на сегодня это единственный, сохранившийся в Сибири в первозданном виде, пример шатровых церквей Московской Руси.

В составе нашей делегации были наместник Якутского Спасского мужского монастыря, игумен Никон (Бачманов), иерей Евгений Райков, руководитель Департамента по делам народов РС(Я) Алексей Сергучев, главы Момского и Анабарского районов, на территории которых когда-то располагался Зашиверск, а также их районных центров  поселков Белая Гора и Хону. С нами были дети победители конкурса школьных сочинений о Спасо-Зашиверской церкви, который проводился по благословению владыки Романа. За два дня успели многое: и посмотреть саму столицу Западной Сибири Новосибирск, посетив его храмы, и побывать в Бердске, который является вторым кафедральным городом, в Колыванском монастыре и т.д. Но конечно, самым волнительным событием стала Божественная литургия в Спасо-Зашиверском храме...

Ведь от Академгородка она отстоит на довольно приличном расстоянии добираться туда далеко. И представьте себе, храм был полон!

– Новосибирцами или якутянами?

Знаю, что были как местные прихожане, так и якутяне, отдыхающие в Новосибирске или находящиеся по делам. Потом многие рассказывали: узнав, что в церкви будет богослужение, с радостью устремились туда, хотя некоторым добираться было совсем непросто.

Так получилось, что к храму я приехал самый первый. Очень рано. Вокруг ни  души, церковь закрыта. Сторож выдала мне ключи. Я отпер замок. Признаться, мысль, что прихожане не придут, немного беспокоила. Все-таки церковь не действует постоянные богослужения в ней не проводятся. Прихода нет...

Тут подъехал отец Борис Пивоваров, настоятель храма в честь Всех Святых в земле Российской просиявших, что в Академ-городке. Привез престол, жертвенник, евхаристические сосуды. Почти сразу за ним отец Никон (Бачманов), отец Евгений Райков, настоятель храма в Моме, и мы начали богослужение. 

Потихоньку подтягивался народ: сначала по одному, по двое... А потом все больше, больше! Молодые. Пожилые. С грудными детьми. Все исповедались и причастились. И так было радостно на все это смотреть...

 Прекрасно пел хор православной гимназии имени прп.Сергия Радонежского. Создавалось ощущение, что у каждого из певчих консерваторское образование. Думаю, очень сказывается то, что регент, дочь протоиерея Бориса Пивоварова, действительно окончила консерваторию.

– Что оставило самые сильные ощущения от богослужения в храме, стены которого помнят и миссионеров прошлых веков, и знаменитого путешественника Фердинанда Врангеля?

 Первое впечатление было не впечатлил! Ну, старенький. Ну, ветхий. И крест, мне показалось, немного накренен. И следы реставрации хорошо заметны там, где старый листвяк новыми бревнами заменили. Хотя  многое в конструкции храма осталось и 300-летнего, родного...

Было очень волнительно заходить: как же там внутри-то? Внутри не оказалось ничего. Только две иконы, которые храму подарил наш владыка Роман, когда посетил его в 2013 году и впервые после долгого перерыва отслужил в нем Божественную литургию.

А потом, когда уже ходил по храму, гладил его бревенчатые стены, поймал себя на том, что думаю почему-то о Зашиверске. О людях, которые в нем жили и срубили из лиственниц эту церковь. Об их богобоязненности и основательности. О том, каких трудов стоило в тех условиях в Заполярье, на краю земли, в тучах комаров и гнуса поставить храм, который, как оказалось, переживет и их самих, и их потомков. И будет жить до сих пор...

– Если судить только по церкви, можно представить, каким был сам Зашиверск?

Можно. Думаю, он был добротным и зажиточным. Потому что глупые и бесталанные люди такую красоту одними пилами и топорами срубить бы не смогли.

– Это удивительно, но Спасо-Зашиверский храм, уже не имея формальной «прописки» в Якутии, до сих пор ощущается многими якутянами, как свое и родное. Как часть истории Якутии. Как часть легенды, которая продолжает жить...

Кстати, это правда. Ведь в истории Якутии было многое, что со временем ушло, забылось, выветрилось из памяти. О Спасо-Зашиверской церкви помнят! Конечно, во многом благодаря тому, что стараниями академика А.Окладникова и его соратников ее удалось сохранить.  

Я сам впервые услышал о ней еще в 90-ые годы, когда оказался в Абые это поселок неподалеку от Белой горы. Там есть старенькая Спасская  церковь 1905 года постройки, которой несказанно повезло за все 70 лет советской власти ее никто не тронул: не разобрал, не распилил, не снес. Единственное, что в советское время ее приспособили под местный краеведческий музей. Сохранили алтарь, правда, без иконостаса, какую-то часть икон и даже потир. Все это сегодня экспонаты в местном музее.

Я собирался послужить в этой церкви, а местные жители говорят: а вы знаете, что у нас был еще более древний храм? До 1971 года он стоял совсем недалеко от нас в бывшем Зашиверске. И говорили они так, что было ясно: помнят о ней в тех местах многие...

– Сегодня Спасо-Зашиверская церковь – один из главных экспонатов Историко-архитектурного музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. На ваш взгляд, можно было бы ее использовать в качестве постоянно действующей церкви?

Нам повезло, что храм срублен из лиственницы. Другое дерево давно бы истлело. Листвяк же с годами только крепчает.

Церковь в хорошем состоянии: она еще постоит. Наверное, ее можно было бы благоустроить и совершать там богослужения хотя бы раз в месяц весной и летом, потому что отопления внутри нет.  Единственный минус она в стороне от Академгородка. Неудобно добираться. А вот если бы она оказалась в непосредственной близости от жилья, думаю, была бы весьма  посещаемым местом.

К тому же, когда церковь пуста, под замком, когда просто стоит сама по себе, она дряхлеет и приходит в запустение. А когда действует, она живет. Это как с человеком: когда он один он гаснет. А когда среди людей ему хочется дальше жить...

– Вам хотелось бы вернуться туда еще и  послужить?

Конечно. И не раз! Ведь Спасо-Зашиверский храм это воплощенная красота, а она имеет свойство притягивать к себе.

Глядя на него, острее понимаешь, ЧТО мы потеряли, если вспомнить, сколько храмов в Якутии погибло. Ведь они всегда ставились как украшение земли. Недавно довелось быть в Покровке, что в Амгинском улусе, где начиналась посевная. Мы служили молебен, кропили поля... И вдруг на полевом стане местные жители показывают место, где когда-то находилась церковь. От нее остались стена и оклад. Мы отслужили там молебен.

В Орге, что в Чурапчинском улусе, есть маленькое поселение из нескольких семей. Школы нет. В детском саду 2-3 ребенка. Так вот одно из главных достопримечательностей тоже оклад бывшей церкви. Мы его еще с покойным владыкой Зосимой (Давыдовым) осматривали. Тогда же поставили крест. Местные жители оклад берегут. Демонстрируют гостям. А, самое главное, не занимают участок новой постройкой. Объясняют: нельзя! Тут церковь стояла... Память предков чтут.

А в селе Урицкое, что в Олекминском районе, даже помнят, как умирала их церковь: в 40-ых годах,  во время войны, ее попросту распилили. На дрова!

Спрашиваю: зачем пилили-то?  Вы же посреди тайги живете. В округе дров не меряно. Зачем церковь-то было губить?

Руками развели: указание тогда такое «сверху» поступило. Зато  колокола и церковную утварь, говорят, удалось сберечь закопали где-то в окрестностях села. Правда, где никто точно не знает! Старики, те, кто прятал, уже умерли. С молодыми секретом не поделились...

– Вот так рождаются легенды...

Да, вот так такая история. И таких руин в республике много. И самое удивительное, что люди эту старину берегут, почитают ее. Даже те крохи, что остались... Думаю, если бы в прежние годы не заставляли варварски разрушать и грабить храмы, они в большинстве своем благополучно дожили бы до наших дней.  

И то, что в целости и сохранности вот уже три столетия здравствует Спасо-Зашиверский храм это, конечно, милость Божья для всех нас. И счастье, что у нынешних паломников из Якутии есть возможность к этому чуду прикоснуться...

 

Елена ВОРОБЬЕВА.