Блуждая по просторам Интернета, часто можно встретить объявления такого характера: «Приворот за один день», «Снятие порчи», «Магия Вуду» и т.п. Читая подобные заголовки, задаешься вопросом: кто оказывает такие услуги? Гоголевская Панночка и булгаковская Маргарита? Однако шутки шутками, но что же делать, если у порога своего дома или вообще у себя в квартире обнаруживаешь непонятно откуда взявшиеся предметы - иголки, волосы, а то и высыпанную землю? А как быть, если дома творится самый настоящий полтергейст – сами по себе двигаются вещи, самопроизвольно включается и гасится свет и ощущается присутствие какой-то непонятной, но явной и злой сущности? Вообще, можно ли как-то защититься от разного рода колдовского воздействия и вмешательства в жизнь аномальных сил? На эти и другие вопросы отвечает ключарь Преображенского кафедрального собора города Якутска иеромонах Симеон (Березкин).
- Батюшка, скажите, признает ли Церковь существование колдовства?
- Всякий человек, живущий по заповедям Божиим, являющийся христианином главным руководством (читай, инструкцией) полагает Священное Писание. Вот именно там мы и находим первые свидетельства о занятиях колдовством. Ветхий Завет предостерегает от занятий колдовством, волхованием и т.п. вещам под страхом страшной смерти. Поэтому Церковью не просто признаются, но и всячески порицаются подобного рода действия, связанные с магией и обращением за помощью к силам зла. То, что силы зла, как антагонист добра, существуют, пространных доказательств не нужно. В Церкви же кроме Священного Писания есть и Священное Предание, частью которого является рассказ о бунте части ангелов против Творца, когда первоангел Денница возгордившись, отпал от Бога и был низвергнут с неба, лишен ангельской природы. Мы знаем его сейчас названным человечеством дьяволом (по-гречески – «разрывающий) и сатаной (по-еврейски - «противник»). Все это не личные его имена, эпитеты, свойства. Единственной целью существования дьявола является навредить столь ненавистному ему человеку, который получил в творении от Бога абсолютную свободу – свободу выбора, свободу человеческой воли. И эти силы зла – бесы, демоны – стремятся к тому, чтобы отвернуть человека от Бога, всячески извращая Священное Писание, церковное вероучение и просто мораль и благо. Не зря говорят, дьявол кроется в деталях. Если вспомнить искушения Господа Иисуса Христа, который после крещения в реке Иордан ушел в пустыню поститься сорок дней, то мы дьявол приходил к Нему и искушал. Все слова сказанные им Господу на поверку оказываются цитатами из Священного Писания, вырванными из контекста. Но Господь Всемилостивый победил диавола.
Одним из известных колдунов, волхователей, имевших авторитете и известность был Киприан, который настолько увлекся служением бесовской силе, преуспел в делах тьмы, что даже сам диавол дал ему в услужение целый легион бесов, и Киприан творил все, что хотел. Пока однажды не потерпел фиаско, пытаясь околдовать простую добрую христианскую девушку по имени Иустина, которая искренне молилась Богу, вверяла Ему всю свою жизнь.
Прельстившись красотой Иустины, Киприан попытался ее добиться. Получив отказ и узнав от Иустины, что она является Христовой невестой, он стал насылать на нее бесов, которые начали ее всячески искушать сладострастными желаниями, искушениями плоти. Но молитвой и постом Иустина победила. И потерпев такое страшное поражение, Киприан усомнился в правильности своего выбора и отдал епископу все свои книги на сожжение, а сам крестился и на седьмой день был поставлен во чтеца, на двадцатый – в иподиакона, на тридцатый – на диакона, а через год стал священником. В скором времени и сам Киприан был рукоположен во епископа, то есть народ посчитал его достойным занять епископское место. Епископ Киприан очень много потрудился для христианской проповеди, стал жить святой жизнью, но пострадал от гонений римского императора Диоклетиана вместе с праведной девой Иустинией, претерпев страшные мучения – его подвесили за ноги и тело строгали, срезая плоть. Иустину же били по лицу, глазам и ушам, а потом их обоих бросили в кипящий котел, но он не принес им никакого вреда. После их решено было убить мечом. Христианская Церковь считает их покровителями, избавителями от злых сил.
- Можно ли как-то защититься от магического воздействия?
- В тексте Великого повечерия, службы совершаемой после вечерни есть отрывок из книги пророка Исайи, которая начинается словами: «С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, ибо с нами Бог». Если сам Бог с нами, то кто может быть против нас? Если человек искренне вверяет свою волю Господу Богу и доверяет Ему, какая сила может навредить ему? Господь может попустить человеку увидеть результаты волхования, даже почувствовать его влияние на себе. Но для чего? Это уже другой вопрос. Здесь опять можно привести пример из Священного Писания из книги Иова, где в первой главе повествуется о том, что некогда был человек по имени Иов. У него было все – семья, здоровье, богатство. И вот однажды сатана с ангелами предстал перед Богом, и Господь у него спрашивает: «Видел ли ты раба моего Иова? Все у него хорошо, и он благословляет Меня». На что ангел тьмы отвечает: «А ты возьми и отними у него все. Посмотрим, будет ли он Тебя благословлять». И Господь сначала отнимает у Иова богатство, потом родных и близких, затем и само здоровье. Священное Писание говорит нам, что Иов сидел на черепках и скреб ими свое гниющее тело, псы приходили лизать ему раны. Приходившие к Иову друзья говорили ему, что он чем-то прогневил Бога, и за это Бог наслал на него все эти несчастья. Но Иов отказался злословить Бога, так как знал, что он ни в чем невиновен перед Ним, и всегда только благословлял имя Господа.
Возможно потому Господь и допускает человеку почувствовать и злую силу, чтобы понять, что она реально существует. Но если человек является церковным, молится, постится, то Господь не допустит к человеку бесовскую силу, и сатана не сможет даже рядом с праведным присутствовать, для него это страшная мука. Священное Писание Нового Завета говорит, что когда Господь проходил мимо бесноватых, бесы кричали из людей: «Зачем Ты пришел мучить нас раньше времени?». Ведь присутствие Бога рядом с бесами – страшное мучение для них.
Важен еще один аспект этого вопроса – вера и суеверие. Суеверие и убежденность в истинности этих домыслов - это следствие низкого уровня образования и скорее критерий из мира медицины. Есть так называемый эффект плацебо. Это когда больному человеку дают обычную таблетку аспирина и говорят, что она изливает от всех болезней. Приняв такую таблетку, человек выздоравливает, веря в силу данного ему лекарства. Так вот это тот самый случай, о котором говорит Господь: «По вере вашей да будет вам». Если человек верит, что ему могут навредить посредством магии, то он сам себя психологически загоняет в такое состояние, что действительно начинает болеть. Но нужно забывать, что силы зла в отличии от нас все же сущности духовного порядка, не нуждающиеся ни в сне, ни в покое, ни в пище. Единственной неутолимой их жаждой является ненависть к человеку.
- Что делать, если носят подклады к порогу с целью навредить посредством магии?
- Вся так называемая вещественная магия связана с языческими представлениями, которые противоречат элементарным знаниям о мире и законам природы. Если человек суеверен, внушаем и малограмотен, то, возможно, и вред ему будет наноситься, и бесовская сила будет его искушать. Но если человек с Богом, ничего не может ему навредить. Поэтому на все эти вещи просто не надо обращать внимание – нужно подмести, убрать их или выбросить.
- Что делать, если дома творится бесовщина –явления привидений, полтергейстов и т.п.?
- В первую очередь надо показаться психиатру, вдруг это следствие какого-то расстройства психики. Если со здоровьем все в порядке, тогда нужно идти, а вернее бежать в храм и молиться. А также обратиться к священнику, чтобы он по молитвам Церкви освятил дом или квартиру, окропил святой водой, ведь в молитвах при освящении воды просят, чтобы у нее была сила отгонять бесов. Если действительно появляются подобного рода силы и человек начинает страдать от их поползновения, значит, Господь допускает это, но не для того, чтобы навредить человеку, а для того, чтобы лишний раз напомнить ему, что что-то надо сделать в жизни по-другому, перестать грешить и совершать богопротивные вещи, что нужно помолиться или пойти в храм.
- Будет ли вред живому человеку, если ему ставят свечи за упокой?
- Никакая молитва не бывает человеку во вред. Кроме того, для Бога нет мертвых, ибо для Него живы все. Что мы просим в молитве за усопших? «Упокой их, Господи, в месте тихом, в месте светлом. Прости им грехи». Это что, зло? Это великое благо. И потом, человек, ставящий свечу за упокой живому с намерением навредить ему, даже не осознает того, что свеча – это символ жертвы Богу и символ молитвы, а никакая молитва во вред быть не может.
- Говорят, если церковная свеча начинает коптить и чадить, - это признак магического воздействия на человеке, зажегшим эту свечу.
- Это скорее всего дефект производства. Современные церковные свечи изготавливаются не только из чистого воска в силу в силу его дороговизны и дефицита. Если бы у нас было огромное количество пасек и производством воска занималось много людей, то были бы чистые восковые свечи. А так как свечи большей частью у нас с содержанием парафина и производство их является массовым, то здесь неизбежен и технический брак. Если в парафин попадает вода, свеча затрещит, когда загорит, и образуется копоть при ее горении.
- Стоит ли доверять гадалкам и людям, называющим себя ясновидящими?
- Господь сказал: «Испытывайте, от какого они духа». Может, Господь действительно посетил человека, и он за какие-то свои личные духовные заслуги имеет определенный дар. Здесь можно вспомнить один рассказ из Патерика – собрания душеполезных рассказов из монастырской жизни.
Вот его содержание.
Один батюшка получил дар исцелять от всех болезней – только прикоснется, и сразу все болезни исчезают. И к нему стали съезжаться люди, чтобы получить исцеление. Но один опытный монах-старец сказал ему: «Ты помолись, брат, искренне Богу и попроси Его, говоря, мол, если этот дар от Тебя, то пусть он останется, а если нет, то пусть уйдет». Через неделю дара не стало.
Что касается ясновидящих. Большая часть из них – шарлатаны, которые таким образом зарабатывают деньги. Даже если и есть случаи реального колдовства, как в случае со священномучеником Киприаном, нужно понимать, как оно действует.
Сатана – это вор, который, давая монетку, забирает кошелек, показывая конфетку, он отбирает здоровье. Это яд в сладкой оболочке. Вот каким образом помогают злые силы. Они никогда не будут делать благо, у них такая извращенная грехом природа. Даже внешне совершая действие, похожее на добро или милосердие, злые силы делают это из злых побуждений. Что же касается предсказаний будущего, то бесовская сила не знает будущего наперед, она может только догадываться о нем в силу того, что это духи, они тоже живут вне времени и пространства, как и ангельские силы, но будущее для них туманно и расплывчато. Поэтому доверять гадалкам и экстрасенсам не стоит.
Беседовал Юрий Аксаментов.