Крещение Господне – отправная точка евангельской истории

17.01.2015
Крещение Господне – отправная точка евангельской истории

Почему именно Крещение, а не Рождество?

Потому что, как говорил Иоанн Златоуст, «не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».

Событие это описывается во всех четырех Евангелиях – Иоанн Предтеча, проповедовавший покаяние и крещение во оставление грехов, в реке Иордан крестит 30-летнего Иисуса из Назарета.

«И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 9: 10-11).

Оттого и называется это событие Богоявлением, что впервые на Иордане Господь явил Себя как Святую Троицу, единосущную и нераздельную: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – суть православной веры.

Ради каждого из нас две тысячи лет назад Бог сошел на землю, взяв на Себя в водах Иордана грехи всего мира, чтобы потом на Кресте искупить людей от греха и смерти. Своим погружением в реку Господь явил человечеству путь, который начинается с купели крещения, дающей надежду на спасение.

Двунадесятый праздник, установленный в честь Крещения Господня, отмечается христианами с апостольских времен. Его особенностью являются великие водоосвящения, совершаемые только раз в году: в храме и под открытым небом на Иордани (проруби в виде креста, названной так в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан).   

Из первых уст

Крещенская вода: мифы и правда

 

Каждый год перед праздником Богоявления в редакцию традиционно приходит множество вопросов. Мы сделали подборку наиболее актуальных и адресовали их секретарю Якутского епархиального управления, иеромонаху Никандру (Горбатюку).

 

Ванна – это не крещенская купель!

 

Говорят, на Крещение, в ночь с 18 на 19 января, вся вода земли становится освященной. Поэтому некоторые мои знакомые не в купель окунаются, а дома ванну набирают и лежат в ней. Правильно ли они поступают?

                                                                                                                                          Галина

                                                                    

- Совершенно неправильно. Великой Агиасмой обычная вода становится не каким-то магическим образом  в определенный день и час, а во время особого чина, совершаемого накануне дня Крещения Господня, в сочельник, когда над водой епископом или священником читаются содержательные и очень глубокие молитвы, а потом в нее погружается крест. Кстати, говорить о том, что вся река освященная, тоже неверно. Мы освящаем прорубь – то место, в которое окунаются.

Что же касается лежания в «крещенской» ванне… Это просто удобная отговорка для тех, кто не хочет в этот день идти в храм.

 

В бассейнах воду не освящают

 

Из года в год в СМИ появляется информация, что бассейны приглашают якутян на «крещенские купания». А разве можно освященную воду потом в канализацию сливать?

                                                                                                                                            Борис                             

 

- Очередной миф. Да, священник окропляет здание и даже воду в бассейне, но это ни в коем случае не означает, что в спортивном учреждении совершен чин великого освящения воды, который происходит в храме и на открытых пространствах в крещенский сочельник.

Окропление освященной водой – не что иное, как давняя благочестивая традиция. Когда наши предки после праздничного богослужения приходили домой, они тоже с пением тропаря окропляли свое жилище, скот, подсобное хозяйство. Потому что ожидали этого события, именно этой воды, над которой были прочитаны специальные молитвы, что происходит только раз в год – на праздник Богоявления. А в бассейнах мы этих молитв не читаем. Так что не заблуждайтесь – никакой освященной воды в спортивных учреждениях нет и быть не может.

 

Грехи могут смыть лишь таинства

 

Бабушка утверждает, что крещенская купель смывает с человека все грехи. Поэтому раньше на Руси в «иордань» все окунались в обязательном порядке… 

                                                                                                                                           Мария

 

- Грехи смывает не купель, а таинства исповеди и причастия, которые человеку для его спасения дает святая Церковь. Если ты чисто механически окунулся в прорубь и продолжаешь жить, как жил – ненавидел, завидовал, злословил и продолжаешь это делать, то… лучше бы ты вовсе на реку не ходил. Никакая крещенская купель изменить тебя не сможет.

Да и вообще окунание в прорубь – не закон, который каждый должен исполнить, а лишь добрая благочестивая традиция, напоминающая о призвании христианина, о том, что некогда мы были крещены. Помните, Христос говорил, что мы должны быть крещены от воды и Духа, и не унаследует Царствие небесное, кто не будет крещен? И Сам показал нам пример.

Так что еще раз хочу подчеркнуть: центр всего – литургия. Если вы в день Богоявления поучаствовали в богослужении, в идеале еще исповедались и причастились, потом выслушали во время молебна глубокие молитвы на освящение воды, священник или епископ вас этой водой окропил, вы ее испили, принесли и себе домой, и соседям – старушке какой-нибудь немощной, которой до храма при всем желании не добраться… Вот тогда вы в полной мере почувствуете, что в вашей жизни сегодня – поистине праздник! А если после этого возникнет желание еще и окунуться в крещенскую купель – Бог вам в помощь! Это будет правильно и логически верно.

 К сожалению, у нас чаще всего ограничиваются лишь последним. Да еще и бахвалятся потом на каждом углу свои героизмом, что в минус 40 или в минус 50 в холодную воду войти не побоялись, или, сделав селфи, выкладывают их в соцсетях… Занимаются тщетным делом, которое не приносит никакой пользы ни душе, ни телу.

 

Почему портится крещенская вода?

 

У многих крещенская вода стоит годами, а у меня протухла… Это потому, что я очень грешный?                                                                                                                                                                                                    Гриша                                                                                                                                               

- Я бы не искал в данном случае каких-то сакральных вещей. Может, все гораздо прозаичнее – человек просто взял первую попавшуюся бутылку? Простите, но когда виноделы готовят вино, перед тем как собрать урожай, они эти сосуды, горшки не только вымывают, но еще и обжигают! Идет целый процесс, чтобы не испортить то дело, над которым трудился в течение долгого времени. Также и со святыней. Нельзя прийти за освященной водой, схватив на кухне абы что. Поэтому у многих она и не хранится долго...

Опять же, если человек, не желающий  потерпеть большую очередь (а на Богоявление, как правило, всегда бывает очень много желающих запастись водой!), набирал ее со злостью, с осуждением вокруг стоящих, тоже хорошего мало.

Какой вывод? Во-первых, надо усилие приложить, а не просто сиюминутно набрать пятилитровую баклажку воды и радостно с ней удалиться. Может, сейчас, пока набирается бак и священник вновь совершает молебен, у тебя есть уникальная возможность потрудиться – в очереди смиренно постоять. И кроме того, пока ты задержался в храме, в эти полчаса помолиться за своих близких, за сродников почивших… Во-вторых, чтобы освященная вода хранилась годами, набирать ее нужно с верой. И, наконец, должно быть соответствующее отношение к святыне, а не так – набрать «на всякий случай» и в первую попавшуюся «тару», что уже само по себе пренебрежение…

 

Надо ли окунать в прорубь младенцев?

 

Поругались с мужем: он убежден, что нашего годовалого сына обязательно нужно везти на купель, а я категорически против – маленький же! Рассудите, пожалуйста, кто из нас прав!

                                                                                                                                            Алена  

- Приобщать ли к рождественскому купанию младенцев – безусловно, сфера ответственности родителей. Ведь есть семьи, которые окунают детей в прорубь не только в день Богоявления. Однако честно признаюсь – если бы я был отцом, я бы не рискнул это делать со своим малышом.

Чтобы потом не лить слезы, что ребенок, не дай Бог, заболел, не нужно искать чудес. Наберите крещенскую воду в храме, налейте ее дома в ванночку, в которой купаете дитя, добавьте горячей, чтобы ему было комфортно. Это то же самое! Только без ненужного холодового стресса для ребенка. А воду потом вылейте все в непопираемое место, под деревце какое-нибудь.

Или даже просто чуть-чуть наберите святыни в ладонь и оботрите младенца, добавьте ложечку в водичку, которую он пьет из бутылочки. Результат одинаковый.

Не нужно фанатизма, но во всем – осмысленность и любовь.    

Татьяна ДАНИЛЕВСКАЯ.

Республиканская общественно-политическая газета "ЯКУТИЯ" №2 от 15 января 2015 г.