Через месяц после Петрова поста, 14 августа, у православных начинается Успенский пост, длящийся две недели и готовящий верующих к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Кроме того, в августе отмечаются три праздника, в которые происходит освящение плодов нового урожая. В народе их называют Спасами. На Медовый Спас (Изнесение дерев Честнаго и Животворящего Креста), 14 августа, освящают мед, на Яблочный (Преображение Господне), 19, – фрукты, на Ореховый (Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя), 29, – орехи. Первые два праздника приходятся на Успенский пост, Третий же отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
Более подробно об Успенском посте, трех Спасах и освящении плодов рассказывает секретарь Якутского епархиального управления иеромонах Никандр (Горбатюк).
ЧТО ТАКОЕ УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Из всех четырех многодневных постов Успенский пост по своей продолжительности является самым коротким. Этот пост посвящен Пресвятой Богородице.
Успенский пост довольно-таки древний по происхождению. В беседах Льва Великого (450 год) есть упоминание о нем. Окончательно Успенский пост был утвержден на Константинопольском соборе в 1166 году.
Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) честных дерев Животворящего Креста Господня — во дни эпидемий Константинополь обходили крестным ходом с крестом Господним. В память об этом событии на середину храма износится крест Господень, украшенный цветами — вступающим на поприще Успенского поста верующим он также напоминает о том, что только через подвиг, крестоношение возможно воскрешение. Через страдание и усилие над собой возможно изменение и получение вечных благ.
УСПЕНИЕ – НЕ СМЕРТЬ, А СОН
Праздник Успения тоже достаточно древний — он относится к жизни Пресвятой Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, к тому периоду, когда по всему миру совершалась проповедь о Христе воскресшем, были живы многие ученики, бывшие свидетелями Христа Спасителя. Церковное предание сообщает нам, что Пресвятая Дева заранее была уведомлена о Своем Успении и готовилась к этому событию постом и усиленной молитвой, хотя была совершенно не порочной и заведомо не нуждалась ни в какой подготовке к переходу в мир иной — ведь Она возвращалась к Своему Сыну, Божественному Учителю и Спасителю. Но Пресвятая Богородица очень трепетно относилась к этой грядущей встрече, поэтому и взяла на Себя дополнительный подвиг.
В подражание Ей мы тоже постимся накануне Ее Успения.
Слово «Успение» означает сон. Пресвятая Богородица не умерла, но уснула — Она была так чиста, что смерть, тление не могли коснуться Ее.
По преданию, об этом событии стало известно апостолам, но в это время многие из них находились в совершенно разных частях света, проповедуя Евангелие. Но когда совершилось Успение Пресвятой Богородицы, все они были чудесным образом, силой Божией в один момент собраны у Ее одра. Апостолы совершили погребение пречистого тела Пресвятой Богородицы, но, как тела Спасителя не оказалось в пещере, так и Свою Пресвятую Матерь душой и телом забрал Он в райские обители.
Пресвятая Богородица – ходатаица всего христианского мира и всего человечества. Всех святых мы просим: «помоги», «помолись», «укрепи». Но только к Ней в молитвах обращаемся: «Спаси нас», показывая тем самым, что Ее молитвы и Ее заступничество спасительны.
Богородицу мы называем эпитетами, которые могут быть обращены только лишь к Той, Которая родила Спасителя мира — Заступница усердная, Преблагословенная, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим.
ЗАЧЕМ И КАК ПОСТИТЬСЯ
Устав Успенского поста такой же, как и у Великого. На его протяжении мы не вкушаем мясную, молочную и рыбную пищу, переходим на растительную, тем более сейчас летний период с разнообразными фруктами, овощами и ягодами. Рыба по уставу Успенского поста позволяется только в праздник Преображения Господня.
По монастырскому уставу в среду и пятницу Успенским постом соблюдается сухоядение — в пищу употребляются хлеб, вода, блюда, приготовленные без растительного масла. Но это зависит от традиций и уставов тех или иных монастырей или от региона, в котором находится монастырь. В целом же Церковь не требует строгого соблюдения правил от всех своих прихожан.
Стоит отметить, что любой пост - это в первую очередь особая усиленная молитва, но самое главное – во время поста нужно как можно чаще бывать в храме, как можно больше посещать богослужений и как можно чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.
Пост – это не некая форма ограничения в пище ради поддержания здоровья в своем организме. Церковь всегда подчеркивает, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты. Пост – это воспитание воли, воздержание от удовольствий и развлечений ради Христа. Таким образом верующие стараются при помощи Божией победить определенные недостатки, вернуть в свою жизнь мир, согласие, утраченные отношения с ближними. Ведь каждый из нас иногда выходит из себя или совершает какие-то другие нехорошие поступки по отношению к своим близкими...
Пост призывает нас к некому изменению. Сначала мы изменяем свой рацион пищи и тем самым учимся самодисциплине. Но этого мало: пост призывает нас к совершению добрых дел. Если во время поста человек воздерживается от пищи, но совершает те же нехорошие поступки, что и раньше, то лучше вообще не поститься, потому что такой пост не принесет никакой пользы. Вступая на поприще поста, мы должны измениться ради Христа. И из почтения к Божией Матери — Матерью каждому верующему.
ТРИ СПАСА
Успенский пост предваряется праздником, который я уже назвал, — Изнесение Честных Дерев Животворящего Креста. Его называют Медовым Спасом.
На Медовый Спас после Божественной Литургии приносятся новые соты меда, собранные наступившим летом. Часть меда жертвуется в храм как благодарение Богу за полученную пчеловодами возможность вывести улья и собрать мед на предстоящий год. Ведь мед — это не только вкусная пища, но и продукт, который используется в медицинских целях.
29 августа отмечается Третий Спас - праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. В этот день совершается освящение орехов, которые также используются в кулинарии.
В середине Успенского поста отмечается Яблочный Спас - народное название праздника Преображения Господня. В этот день, говорит Церковь, Господь преобразился на горе Фавор, показав, что любой человек может преобразиться Божественным Светом, если будет пребывать в молитве.
В день Преображения Господня мы освящаем яблоки и другие фрукты и овощи. В Греции и других странах Средиземноморья в этот день освящают виноград, который как раз созревает к этому дню. Виноград – это не просто продукт нового урожая — из винограда изготавливается вино, без которого не может быть совершена Божественная Евхаристия. Из благословенной виноградной лозы как раз и должно быть изготовлено вино для Литургии.
Так как в нашей стране виноград созревает к концу августа или в сентябре, да и то не везде, то в русской традиции освящаются созревшие к этому периоду яблоки, откуда и пошло наименование Яблочный Спас. В этот день принято освящать не только яблоки, но и другие плоды нового урожая, посланные Богом. В течение всего лета мы трудились над этими плодами: поливали их, взращивали, опрыскивали от вредных насекомых, а Господь помогал нам в этом труде.
ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ
В день Преображения Господня совершается Божественная Литургия, по окончании которой на середине храма устанавливается церковный сосуд. В него заранее кладутся яблоки и другие фрукты и овощи. Епископ или священник читают специальную молитву на освящение плодов. Плоды окропляются святой водой, а затем народ выставляет для освящения и свои принесенные плоды.
Священник с пением тропаря празднику Преображения Господня обходит всех верующих, окропляет их приношения освященной водой.
Есть благочестивая традиция не есть яблок до Преображения. Но есть сорта яблок, которые начинают плодоносить до Преображения. Что делать? Если их не вкушать, они опадут и сгниют. К этому вопросу надо подходить разумно — все, что посылает Господь, можно есть. А освященные плоды — это плоды, получившие Божье благословение.
Мы не освящаем пищу только раз в год, на Преображение. Православный человек перед вкушением пищи читает молитву «Отче наш», а после трапезы — благодарственную молитву по вкушении пищи. Более того, верующий человек, садясь с молитвой за трапезу, обязательно перекрестит еду. С этого момента пища, находящаяся на столе, является благословленной.
Поэтому наши предки благоговейно относились к пище, они не позволяли себе не доесть или выбросить ее в отходы. Они понимали, что над этой пищей была совершена молитва, она была благословлена.
Не берусь говорить, есть ли разница между пищей, над которой была совершена молитва, и плодами, освященными в праздник Преображения. Знаю лишь, что раз над плодами была совершена церковная молитва, раз они были окроплены святой водой, к ним надо относиться с благоговением, как к вещам благословленным.
Придя из храма с освященными плодами, хорошо было бы поделиться ими со своими ближними — членами семьи, друзьями и соседями.
Беседовал Юрий АКСАМЕНТОВ
Газета «Эхо Столицы» №88 (2313) от 8 августа 2014