Детская музыкальная хоровая школа «Соловушка» (город Нерюнгри) существует уже двадцать пять лет, и все эти четверть века с ней не расстается Татьяна Алексеевна Седельникова. Родом из Красноярска, закончила музыкальный факультет педагогического вуза в Иркутске, пять лет отработала учителем музыки в общеобразовательной школе. С 1989 года — хормейстер, с 1998 — директор и художественный руководитель старшего концертного хора «Соловушек». Хор активно участвует в культурной и духовной жизни Якутии, да и всей России.
Якутскую епархию с «Соловушкой» связывают самые теплые отношения. Ведь хор не только регулярно поет на богослужениях в нерюнгрийском Казанском храме, но и известен за пределами города и даже республики.
В 2007 году «Соловушка», уже имевший опыт пения в православных храмах, совместно с ансамблем «Кэнчээри» впервые принял участие в богослужении в главном храме страны — Литургии, посвященной 210-летию святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Якутии. Службу возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
В 2012 году в Москве «Соловушка» участвовал в праздновании 375-летия вхождения Якутии в состав России. По благословению Епископа Якутского и Ленского Романа к этой дате хор выпустил диск «Поем Тебе, Господи!», в который вошли концертные произведения русских композиторов. Хор выступал на торжественном открытии Дней Якутии — Концерте мастеров искусств РС (Я) на Новой сцене Большого театра, представил концертные программы из произведений русской духовной и народной музыки в Российском Православном университете апостола Иоанна Богослова и в храме святой мученицы Татианы при МГУ, а 25 ноября 2012 года ребята пели на Божественной литургии в храме Христа Спасителя, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
В беседе с Татьяной Алексеевной Седельниковой мы узнаем о судьбе хоровых школ в России, о том, кого можно научить музыке и зачем это надо.
- Инициатором создания этой школы был замечательный музыкальный педагог Петр Николаевич Воронов, который в свое время приехал в Нерюнгри, где тогда было всего две музыкальные школы. Петр Николаевич создал хоровую студию, на основании которой и создал в 1989 году хоровую школу. Идея была в том, чтобы научить детей петь профессионально, причем с раннего возраста. Для этого брался классический репертуар, а не традиционные «детские песенки», типа «Чунга-чанга». В репертуаре школы всегда, с момента ее основания, присутствовала музыка очень хорошего качества: зарубежная и русская классика, духовная музыка. В репертуаре нашего среднего хора тоже много классики, особенно русской — это подготовительная платформа к старшему хору. Детские песенки про зверюшек поют только в первом классе.
Вторая задача, поставленная перед нашей школой с момента ее создания — дети должны были не просто научиться профессионально петь, но еще и стать музыкантами. Они все учатся на двух отделениях — хор и инструмент, фортепиано, струнно-смычковые... У нас идет комплексное обучение музыке: инструмент, теоретическая подготовка, хор. От других музыкальных школ мы отличаемся тем, что хора и сольфеджио у нас немного больше.
- Не совсем. Мы брали за образец опыт работы екатеринбургской хоровой школы, хора «Аврора». Некоторое время нас связывала тесная дружба с руководителем этого хорового коллектива Валерием Булановым. Он проводил у нас семинар по вокальной методике Емельянова, по которой мы работаем. С Виктором Емельяновым, кстати, мы тоже знакомы, и он к нам тоже приезжал, а в следующий раз приедет в октябре 2014 года.
У нас в республике таких школ, как наша, действительно, больше нет. Причем мы имеем редкий опыт сосуществования под одной крышей с общеобразовательной школой — школа №4, потом она стала гимназией № 2. Долгое время у нас был общий учебно-воспитательный процесс. Мы набирали свой первый класс, двадцать пять — тридцать человек, и этот первый класс сидел в одном классе в гимназии.
Литер «Б» – это был наш музыкальный класс. Дети учились сразу в двух школах. Эта работа шла почти двадцать три года, но в связи с новыми законами об образовании наша связь распалась. Чисто юридические трудности: нам предлагали объединиться, но тогда нам бы пришлось переходить в другое ведомство — от культуры к образованию, чего мы не хотели.
- Да, мы начинали со «Святый Боже», с духовных произведений Рахманинова (раньше, в советские годы, их пели с другими словами, сейчас мы поем оригинальный текст) — еще в начале девяностых. С епархией мы сотрудничаем и дружим уже много лет. Педагоги нашей школы, в том числе и я, участвовали в открытии Казанского храма — тогда у нас еще владыка Герман трудился и приезжал его освящать.
Педагоги и выпускники школы пели и продолжают петь в хоре, наша выпускница Валентина Тарасова (Богачева) много лет проработала регентом и очень много нам помогала с репертуаром и с обработками. Например, в 2007 году мы пели в храме Христа Спасителя — она делала нам переложения песнопений литургии. Это была колоссальная работа! Мы даже выпустили Сборник духовных песнопений «Достойно есть», кроме концертного репертуара хора, туда вошли и песнопения Литургии на якутском языке. Поэтому в 2012 году было легче, были уже другие дети, но нотный материал тот же.
Раньше мы пели пару раз в год в нашем нерюнгрийском храме — на престольный праздник, Казанской иконы Божией Матери, и на Вербное воскресенье.
Теперь мы поем чаще — нас приглашают петь на архиерейских богослужениях, а владыка Роман приезжает в Нерюнгри несколько раз в год. Великим постом в этом году мы впервые пели на архиерейской Литургии Преждеосвященных Даров.
По благословению владыки Романа мы уже традиционно в день Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября даем концерт духовной и русской народной музыки в двух отделениях.
- Такие проблемы бывают, но мы их не ощущаем. Когда наши ученики дорастают до старшего хора, они уже любят серьезную музыку. Приведу пример. В этом году мы взяли очень интересную обработку «Собачьего вальса». Вы бы видели, с каким недовольством они на меня смотрели! «Что, мы ЭТО петь будем?» Им подавай Бортнянского, что-то духовное, серьезное!
Талантливых детей вообще мало. Вернее, наверное, их много, но именно этого ребенка найти и привлечь в музыкальную школу – это тоже своего рода труд. Надо, чтобы совпали интересы и ребенка, и родителей.
- Во-первых, мы даем рекламу, но это особенно не нужно — мы достаточно хорошо известны в городе. Во-вторых, у нас есть подготовительный класс, куда мы принимаем детей пяти — шести лет.
В-третьих, наши педагоги сами ходят с концертами по детским садам: знакомят с инструментами, рассказывают о школе. Если родитель хочет, чтобы его ребенок был занят делом, музыкально развивался — он заинтересовывается и приводит к нам своего ребенка. В конце концов, музыка еще никому не помешала. Образование у нас бесплатное, все пожертвования со стороны родителей — добровольные, мы только заключаем договор об оказании образовательных услуг.
- Нет, конечно. Это же дополнительное образование. Сейчас по федеральным государственным требованиям наша программа называется предпрофессиональным образованием. В музыкальное училище идут дай Бог если один — два человека из выпуска.
Мой собственный ребенок на третий день после окончания музыкальной школы заявил: «Заберите пианино, чтобы я его не видел». Но он и в хоре пел, и на гитаре играет. Пусть он увлекается современными музыкальными течениями, но он имеет вкус к классике. Мы с ним ходили на концерт симфонического оркестра с Мацуевым, и ему безумно понравилось. И он умеет слышать и оценивать исполнение: «Мама, фальшь какая-то звучит!». Это же хорошо!
- Одного желания мало. Нужны еще и способности. А они изначально не у всех есть. Думаете, у меня в хоре стоят все со способностями? Мы же берем практически всех. Если ребенок может хотя бы три ноты пропеть и ритм прохлопать — пожалуйста.
Музыка — это труд. Стать музыкантом можно только при очень большом трудолюбии. В музыкальной школе есть случайные дети, которым пение не нравится. Насильно не заставишь. У меня в практике были такие случаи. У одной девочки от хорового пения жутко болела голова, а вот инструментом она заниматься хотела. Мы пошли ей навстречу — хоть школа и хоровая, но она перестала посещать хор, только играла на скрипке. Играет в камерном оркестре, и слава Богу. Нужен индивидуальный подход.
Я и сама много работаю — отдыхаю летом, а в течение года у меня, кроме уроков и административной работы (кстати, эта бумажная волокита занимает очень много времени), три раза в неделю проходят вечерние репетиции. Дети собираются после школы, репетиторов и прочего, и мы занимаемся с шести до восьми вечера, а также в воскресенье.
В начале года детей в хоре очень много. В сентябре в журнал вписаны человек шестьдесят пять — семьдесят, но постепенно многие отсеиваются. Остаются только те, кто действительно хочет заниматься, они ходят годами, даже после окончания школы. Так что костяк хора составляют выпускники. Собираются с удовольствием — прибегают сами, в выходные дни! Особенно концертировать любят.
- Олимпиада 2004 года. Тут надо рассказать предысторию: когда я пришла после Петра Николаевича Воронова, естественно, к моей персоне было пристальное внимание: сохранится ли школа, сохранится ли хор? Сейчас нас, хормейстеров старшего хора, несколько человек, они работают и с другими коллективами, и, если я вдруг решу уйти, мне есть, кому передать хор. А тогда мне надо было и другим, и самой себе доказать, да, хор будет расти. И он рос. И 2004 год для хора и для меня самой стал высшей ступенью!
Это была третья международная хоровая олимпиада. Мы принимали участие в трех номинациях: детский хор, фольклорный коллектив, духовная музыка. В последней категории мы и стали чемпионами — из нескольких десятков хоров были признаны лучшими, нам дали Гран-при. Поднимали российский флаг, звучал гимн — все как на настоящих олимпиадах! Это был большое событие и для нас, и для страны, и для республики.
После этого мы приезжали в Якутск, давали большой концерт в Театре оперы и балета.
В 2005 году мы ездили в Рим, на конкурс духовной музыки в Ватикане. Там мы пели мессу в соборе Святого Петра. Для меня это был шок! Я говорила: «Мы не поем мессу, мы же православные, знаем и поем православную музыку». А нам говорят: «Ничего страшного, мы вам будем показывать, а вы пойте, что поете на своей службе». Так нам еще и аплодировали после службы.
В том же 2005 году мы принимали участие в конкурсе «Любовью и единением спасемся» под патронажем Святейшего Патриарха Алексия II. Мы выступали на гала-концерте, а потом были на аудиенции у него в Свято-Даниловом монастыре. Незабываемые впечатления!
Ну и, конечно, невозможно забыть литургии в храме Христа Спасителя в 2007 и 2012 году!
- Для нас любой концерт важен, на любом концерте мы стараемся работать на совесть, но когда мы слышим такие слова — они накладывают особую ответственность, становятся стимулом для дальнейшего роста и совершенства!