- Отец Симеон, расскажите про праздник Троицы.
- Праздник называется Днем Святой Троицы, или Днем Святой Пятидесятницы. Почему употребляются оба эти названия? Самое главное откровением Бога о Самом Себе – это откровение о том, что Бог – Троица, единый в трех лицах – Отец, Сын и Святой Дух. Как учат нас богословы, Бог Сын рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Отца через Сына.
Пятидесятница – праздник не новый, потому что у иудеев праздник Пятидесятницы тоже существовал, но это был пятидесятый день после праздника Песах, еврейской Пасхи, этот пятидесятый день был праздником урожая. У нас же праздник Троицы называется так потому, что на пятидесятый день после воскресения Спасителя, после Христовой Пасхи, по повелению Господа все апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, в том месте, где Христос совершил Евхаристию. Именно в Сионской горнице Бог является видимым образом в третьей ипостаси Троицы – Святого Духа, как говорит нам об этом Священное Писание, всем апостолам единогласно собранным явился Дух Святой в виде огненных языков, сошедших на учеников. Именно поэтому день Пятидесятницы, или День Святой Троицы называется так, потому что это явление Троицы во всей полноте – Бог Отец, изначально известный всем людям в силу того, что Он был Творцом Адама и Евы, потом заключивший завет с Авраамом, благословивший Иакова-Израиля и впоследствии пришедшего в мир воплотившегося второй ипостасью Своей - Иисусом Христом и явившимся Духом Святым, который сошел на апостолов, одухотворив их, и основал Церковь, поэтому еще этот день называется Днем рождения Церкви, ибо в этот день началась действенная проповедь Евангелия святыми апостолами по вдохновению Святого Духа, как говорит нам об этом Священное Писание: «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Таким образом было положено начало Единой Святой Апостольской Вселенской Церкви.
- Как можно понять, что Бог имеет три лица?
- Понять это невозможно. Человеческий разум не может вместить в себя Бога. И познать Бога по сущности, по сути, по существу Его мы не можем. Мы можем познать Его только по Его энергиям, то есть по Его проявлению в мире. Вместить в себя бескрайнего Бога мы не можем. Поэтому по Божественной логике три равняется единице. В этом и есть тайна. Бог Отец есть Бог, Бог Сын есть Бог, Бог Дух Святой есть Бог, но Бог Отец не есть Бог Сын и не есть Бог Дух Святой. Богословское учение о Святой Троице называется триадологией.
- Получается, между тремя лицами Бога нет никакой субординации, как этому учат некоторые сектанты?
- Нет, это неправда. Православное богословие говорит, что у трех лиц Бога есть одно отличие – Бог Отец ни от кого не рождается, ни от кого не исходит, Бог Сын Иисус Христос рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца, при этом Бог Сын имеет Божественную и человеческую природу, эти две природы в Нем соединяются неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. А какой-то определенной ограниченной атрибутики и отдельных функций, как в представлении о языческих богах, у Бога быть не может.
- В чем особенность троицкой поминальной субботы?
- Троицкая поминальная суббота называется вселенской. Перед днем рождения Церкви принято молиться об усопших членах Ее, обо всех православных христианах «от века почивших». И такой особенностью именно этого дня является совершение особого заупокойного богослужения. Если мы в церковном уставе еще не видим закрепления традиции Радоницы, как особого заупокойного богослужения, то Троицкая суббота была изначально для того, чтобы помолиться обо всех усопших православных христианах. На Руси существовала традиция молитв об умерших, похороненных в божедомках, или по-другому скудельницах, места, в которых погребали самоубийц, некрещеных, иноверцев, которые лежали за оградой кладбища. Перед Троицкой родительской субботой священник совершал там панихиду или литию. Отсюда возникло народное представление о возможности молиться за самоубийц и некрещеных именно в Троицкую субботу, хотя никакой канонической и богословской обоснованности в этом нет.
Церковь не молится за самоубийц и некрещеных никогда. Хотя и есть возможность церковной молитвы о людях, которые умерли в результате суицида, если доказано, что это самоубийство было совершено в состоянии аффекта, то есть если есть медицинский документ или свидетельство, доказывающие это, и если на это есть благословение епископа.
Но народная молва, народные традиции именно этой поминальной субботе придает особое значение и считает, что в этот день Церковь якобы молится за самоубийц. Но это не так. Есть традиция молиться за самоубийц и некрещеных людей только келейно и по благословению опытного духовника. Человек может сам просить благословение у священноначалия для молитвы за таких умерших. Но, подчеркну, это совершается только келейно. Общецерковной молитвы за таких покойных быть не может.
Богослужение, которое совершается накануне троицкой субботы, называется парастасом, это особенная утреня с пением 17-ой кафизмы, с особым каноном, называемым «мертвен», само богослужение и сам день являются особой памятью всех усопших христиан.
- А еще говорят, что к «заложенным» или «заложным» покойникам, то есть умершим не своей смертью, относятся и утопленники.
- Нет, скорее это отголоски языческих представлений, которые считали утопленников убитыми водной нечистью – русалками и водяными. Так же считалось, что некая игра на воде и вообще купание как развлечение порицалось, потому что купаться можно было лишь с одной целью – мыться или переплыть водоем для того, чтобы преодолеть водную преграду.
- Для чего на праздник Троицы храмы украшают березами, а пол усыпают зеленью?
- Дух Святой еще называется Животворящим, то есть дающим жизнь. Эта животворная сила, одухотворение природы, как знак новой жизни, в неком смысле духовная весна, а Троица всегда приходится на конец весны - начало лета, это период цветения, это некий символ одухотворения, возрождения, и это возрождение, новая жизнь, которая вдыхается в мертвое тело греховного человека, не освященного благодатью Святого Духа.
Образом этого является и обновление природы. Поэтому используют для украшения зеленый цвет, на Троицу служат в облачениях зеленого цвета – цвета жизни. Поэтому существует традиция на Руси украшать храмы березовыми ветками в силу того, что береза – наиболее распространенное дерево в Центральной России. Во-вторых, это дерево не ценных пород, а скорее сорняк, поэтому его не так жалко вырубать.
- В чем особенности богослужения на Троицу?
- В этот день читаются особые коленопреклоненные молитвы, впервые со среды Страстной седмицы совершаются земные поклоны. Сразу после литургии совершается Великая вечерня, особенностью которой являются три молитвы, читаемые священником в царских вратах лицом к народу на коленях. И эти молитвы читаются на призывание Святого Духа на людей, то есть священник молится о том, чтобы Дух Святой, Господь животворящий снизошел на всех людей и таким образом возродил, оживотворил их. И впервые в этот день мы начинаем читать молитву «Царю небесный». И именно с этого дня начинается отсчет нового периода календарного времени в церковном календаре – первая неделя по Пятидесятнице, вторая и так до подготовительных недель Великого поста.
- Правда ли то, что зелень и цветы, принесенные людьми на Троицу в храм, приобретают целебные свойства?
- Здесь критерий всегда один и тот же – по вере вашей да будем вам. Если человек надеется на милость Божию и молится Богу, то по искренним молитвам Господь и через обычные цветы или зелень даст человеку свои обильные дары, если ему это будет необходимо.
- Есть народное поверье, что букет цветов или зелени, с которым идут на Троицу в храм, должен быть оплакан. Такое встречается в «Евгении Онегине»:
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…
И в стихотворении С.Есенина:
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
- Это некая кодификация народной (читай, языческой) традиции, связанной с отношением к этим предметам (цветам, веткам деревьев, траве) как неким магическим артефактам.
- Еще считается, что зелень, которой усыпан пол в храме на Троицу, нужно собрать, высушить и зашить в подушку для почившего человека.
- Это уровень народного благочестия, в котором нет ничего плохого.
- Что за праздник Духов день?
- Духов день – это день, следующий после Троицы, особенно посвященный воспоминанию, прославлению и почитанию третьей ипостаси Святой Троицы – Святого Духа. Это особенный праздник, посвященный Духу Святому, следующий именно за днем Святой Троицы.
- Правда ли что в Духов день нельзя тревожить землю?
- Это опять же уровень народного благочестия. Очень многое из славянского языческого наследия было в русском Православии преломлено и переосмыслено. Несмотря на некие языческие формы, Церковь наполнила их новым христианским содержанием, одухотворила. Поэтому многие традиции и представления народа не несут в себе вреда или сакрального языческого смысла.
Беседовал Юрий Аксаментов
Газета "Эхо Столицы", №61 от 5 июня 2014 г.