Во дни Великого поста из Якутии на Аляску направилась делегация из администрации и представителей интеллигенции Якутска. Американский город Фэрбанкс находится на одной широте и является побратимом столицы Республики Саха.
По благословению епископа Якутского и Ленского Романа в делегацию вошел иеромонах (на тот момент – иеродиакон) Симеон (Березкин).
- Маршрут был составлен традиционно, - рассказывает отец Симеон. – Из Якутска непросто добраться до Аляски. Чаще всего это стыковочные рейсы через Сеул либо через Пекин. Trans Pacific совершает рейс с пересадкой в Сиэтле, штат Вашингтон, основной пересадочный центр в крупнейшем городе Аляски Анкоридже. Центром нашей поездки стал остров Кадьяк, где прославился своими подвигами преподобный Герман Аляскинский.
В состав делегации были включены якутские писатели и историки – Васильев Василий Егорович, Петров Пантелеймон Пантелеймонович. Они занимались изучением архивных материалов в Кадьякской духовной семинарии. Это удивительное, очень похожее на Якутскую семинарию, учебное заведение, оно относится к Православной Церкви в Америке. В нее приоритетно принимаются представители коренных малочисленных народов Аляски. Сейчас существует большая православная алютикская община, есть несколько священников алютиков, несколько программ возвращения алютикского языка на кириллицу (фонетика алютикского языка далека от латинских языков, там много сложно передающихся на латинице шипящих звуков – «ц», «ж», «щ»). У истоков этих азбук на основе кириллицы стоял наш святитель Иннокентий.
В библиотеке Кадьякской семинарии находится богатый архив, связанный с жизнью и деятельностью святителя Иннокентия и вообще русской миссии на Аляске. Сохранилось множество интересных документов, писем святителя Иннокентия, прошений Иркутским Преосвященным, в ведении которых находилась американская миссия.
Примечательно было увидеть письмо святителя Иннокентия, тогда еще священника Иоанна Попова, к епископу Иркутскому Мелетию: «Прошу меня уволить, ввиду того, что книгу мою перевели неправильно. Ближайшим кораблем в Петербург я уеду. Прошу вашего ходатайства перед руководством. Денег я найду сам, но должен поехать в Петербург и смотреть, чтобы мою книгу издали правильно, потому что первый экземпляр Евангелия на алеутском языке напечатали с большим количеством ошибок».
Архивная работа проводилась также и в библиотеке столицы штата Аляска Джуно. Это достаточно современный город, основанный после 40-х годов. Назван он в честь одного из промышленников, золотодобытчиков, итальянца Джуно.
Наша поездка оказался спонтанным паломничеством. Все выглядело несколько политично, но в конечном итоге Господь распорядился по-своему. Якутские властные структуры встретились со своими коллегами, отдали кесарево кесарю. Божие – Богу делегация отдавала, уже прибыв на Кадьяк. Там мы посетили храм Воскресения Христова, где покоятся мощи преподобного Германа Аляскинского.
Большинство населения Кадьяка – люди, давно укорененные в православии. Многие из них – представители коренных народов (например, алютики). Некоторые – американцы, перешедшие в Православие недавно.
Мне рассказывали множество историй, когда целые протестантские секты, огромные общины вместе с пастором занимались богоискательством: читали Писание и древних Святых отцов – и все вместе с пастором, полторы-две тысячи человек, переходили в Православие.
Я встретился с уникальным человеком – американцем итальянского происхождения, обладателем шикарного оперного голоса. Его зовут отец Паисий. Он был долгое время католиком, а потом перешел в Православие и сейчас является главой академии святителя Иннокентия на Кадьяке. В это учебное заведение он принимает трудных подростков со всей Америки.
У отца Паисия особый педагогический талант. У него все воспитываются в особой атмосфере любви, что видно невооруженным глазом. Из ребят, которые там воспитывались, фонтанирует энергия: поют, танцуют, играют в постановках. Причем никого не принуждают к переходу в Православие, но православные все!
Удивительной мне показалась история одного парня, русского по происхождению, по имени Антоний. Он в юном возрасте переехал с родителями в Нью-Йорк. Подростком он был трудным, дурная компания, на голове – огромный ирокез. Когда родители поняли, что ничего не могут сделать с сыном, они с этим же ирокезом его привезли к отцу Паисию.
Сейчас Антоний женат на православной филиппинке, также воспитаннице отца Паисия. У них трое замечательных детей. Их семья искренне любит православную культуру. Когда американцы поют по-грузински, по-русски, по-ирландски, по-болгарски, по-итальянски – это удивительно!
Семья Антония уверена, что через пение обогащает и себя, и близких.
В центре у отца Паисия очень многие играют на музыкальных инструментах, причем многие самоучки. Например, регент Давид – не знаю, кто он по национальности, у него много юго-восточных черт во внешности, похож на филиппинцев, индонезийцев – не имеет музыкального образования, но играет на скрипке и фоно, не только руководит хором, но и сам пишет музыку.
- Не секрет, что отношения наших стран в разное время были сложными. Не было ли у вас ощущения дистанцирования от русской культуры у православных американцев?
- Смотря каких американцев. От русской культуры нередко дистанцируются новые эмигранты. Проблема многих русских общин – у каждого своя история выхода из русского социума, из так называемого «русского мира», как сейчас модно говорить: кто-то сам выбросился, кого-то выбросило на орбиту этой социальной сферы, как лишний электрон. Людям столь различной судьбы трудно между собой общаться.
Со старыми эмигрантами, особенно теми, кто попал в Америку из Харбина, через который бежали из Советской России, тоже сложная история. Фактически, если бы не святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, эти люди просто погибли бы, потому что для американского государства они все были китайцами, и их дела могли рассматриваться до десяти лет.
Мы посетили общину в Сан-Франциско. Она находится в тяжелом состоянии. Община не молодая, и общинной жизни особой нет. Многие старики, оставшиеся из эмигрантов и их потомков, поддерживают связи с большим трудом. А молодые поколения чаще всего ассимилируются и разъезжаются.
Русские в Америке не живут так, как итальянцы или китайцы. Например, в Сан-Франциско исторически существуют градообразующие итальянская и китайская общины.
- Православных на Аляске много?
- На Аляске много, и их присутствие, в отличие от прочих частей Америки, очень заметно. В самолете ты видишь людей, внешне не имеющих никакого отношения к Православной Церкви – но вдруг перед взлетом половина самолета крестится тремя перстами справа налево.
Православие на Аляске исторически традиционно: здесь живут множество потомков алеутов, алютиков, русских, достаточно большое количество крещенных американцев. Общины существуют в Анкоридже, Кадьяке, и в даже молодом городе Джуно есть храм святителя Николая.
- Чему стоит поучиться у американских общин – может быть, даже нам здесь, в Якутии?
- Сложно сказать, ведь каждый опыт уникален по-своему. Как говорится, "что русскому хорошо, то немцу смерть".
Плюс общинной жизни в Америке – они сохраняют соборность, коллективность. Иногда это даже мешает, потому что нет центрального голоса - как принято в Русской Церкви, когда слова настоятеля если не решающее, то хотя бы весомое в каком-то спорном вопросе.
Достаточно интересным мне показалось то, что на богослужениях не стесняются использовать несколько языков – ведь общины, как правило, многоязычные. Даже в приходах Православной Церкви в Америке многие молитвы по исторической памяти совершаются не только на английском, но и на церковнославянском языке
В Америке хорошо развита внехрамовая деятельность, в основном социальная, и православные от нее тоже не остаются в стороне.
Миссионерская деятельность православных приходов, к сожалению, не развивается – нет ни сил, ни времени, ни ресурсов, своих сложностей достаточно. Зато многие протестантские общины вдохновенно собираются и едут в Африку – просвещать местное население. Когда нет своих проблем, почему бы не заняться воцерковлением Африки?
Православные занимаются реабилитацией – например, трудных подростков. Я уже упомянул академию святителя Иннокентия.
Некоторая часть православных чурается определенных методов работы, и часто не без основания – особенно если это касается реабилитации алкоголе- или наркозависимых. Если бездумно использовать технологию «12 шагов» Анонимных Алкоголиков, можно человеку навредить, потому что сама по себе технология «AA» (Анонимных Алкоголиков) является своеобразной квази-религией. Ее главный постулат, который принимается всяким, приходящим в анонимные алкоголики: «Я сам не в силах преодолеть, есть высшая сила, которая может мне помочь». А что за высшая сила? Ее можно понять в каком-то гностическом смысле, некий космос, безличный абсолют. Если у человека нет своей религиозной основы, если он не сидентифицирует эту высшую силу с Богом, у него может начаться другая зависимость, не лучшая.
У меня перед глазами был случай, когда человек, у которого не было этой духовной основы, уже сорок лет каждое утро в семь утра ездит на собрание анонимных алкоголиков, потому что каждую минуту своей жизни боится сорваться. Мне было страшно смотреть на этого человека, потому что сорок лет он провел под дамокловым мечом срыва в алкоголизм!
Еще будучи студентом академии, я полтора месяца провел в Сиэтле, как раз, занимаясь изучением опыта социальной активности в различных деноминациях, в том числе, и Православной Церкви. В основном, православные в силу слабости наших приходов (особенно западных), неразвитости технологий фандрайзинга, отсутствия обязательной десятины не всегда в силах привлечь большие средства.
Тем не менее, работа идет. Бесплатные трапезные, обеды для бездомных, благотворительные ярмарки русской кухни… Кстати, она очень популярна: в Pike Place Market в Сиэтле одно из самых известных мест – «Пирожки-пирожки», в котором в обеденное время выстраивается очередь. Пельмени, борщ и так далее. Американцы вообще всеядные, они любят внедрять в свой быт различные кухни.
- В программу поездки входил, кроме Аляски, город Сан-Франциско. В связи с чем?
- Эта часть программы тоже была посвящена исследованию некоторых исторических фактов, архивных документов, связанных с деятельностью русско-американской кампании, жизнью православных, «русской Америкой». В Сан-Франциско, к сожалению, я был только один выходной день, поэтому смог лишь посетить Русский центр и храм «Всех скорбящих Радость», где находятся мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
Сан-Франциско – это абсолютно сумасшедший город для сумасшедших. Там огромное количество психически больных бездомных. В США в 70-е – 80-е годы была проведена реформа, согласно которой за неимением средств просто-напросто закрыли специальные заведения для людей с проблемами психики. Психиатрические больницы в Америке отсутствуют как класс.
Если люди не представляют опасности для окружающих, их пытаются как-то «сорганизовать»: покупают дома, создают реабилитационные общины, но они либо сжигают эти дома, либо выходят обратно на улицу.
Сан-Франциско стало местом особенного притяжения этих людей. Во-первых, там круглый год достаточно тепло – вечная весна, плюс пятнадцать, только купаться нельзя, потому что рядом проходит арктическое тихоокеанское течение, температура воды в океане – всего плюс семь. Так что это город вечных туманов, но с достаточно комфортным климатом.
Во-вторых, Сан-Франциско – самый либеральный город в США во всех отношениях, и к бездомным там тоже отношение очень либеральное. Если бездомный стоит на углу твоего офиса, значит, в этом есть особая космическая миссия это бездомного стоять здесь, и ты не имеешь никакого права требовать, чтобы он оттуда ушел. Так что особый вид служения сан-францисских христиан, независимо от их конфессиональной принадлежности – пытаться помогать этим людям.
Вообще-то на помощь бездомным выделяется очень много бюджетных средств: еда, пособие по безработице, одежда, функционируют специальные прачечные, общественные бани, душ. В Сан-Франциско можно спокойно жить на улице, если знать, где находятся пункты раздачи пищи.
В результате, некоторые сознательно идут на этот путь. Среди них очень много таких, кого бы мы назвали юродивыми. Но огромная проблема Сан-Франциско – наркомания среди бездомных. Наркоманам выделяют деньги на то, чтобы у них не было абстинентного синдрома (можно себе представить, что будет, если по улицам начнут ходить агрессивные бездомные в ломке!). Поэтому к людям они не пристают: знают, что если какие-то проблемы начнутся, то они останутся без еды и жалованья, а за агрессивное поведение могут и посадить.
- Вернемся к вашему путешествию. Зачем вообще в этой группе нужен был священнослужитель?
- Меня о том же спросил человек, который выдавал мне в консульстве визу.
Я являлся просто представителем Якутской епархии. Будучи диаконом, я не мог совершать богослужений сам, к тому же, Америка является канонической территорией Православной Церкви Америки, но удавалось послужить с местными священниками – например, на месте подвига преподобного Германа Аляскинского на острове Еловый, штат Калифорния.
Это очень важный опыт. Взаимоотношения между Церквами всегда регулируются каноническим правом: диптихами и каноническими территориями. Православная Церковь в Америке получила автокефалию в 1971 году, и наша совместная молитва с американскими собратьями демонстрирует дух соборности, присутствующий между нашими Церквами, дух взаимного уважения и понимания важности соблюдения церковных традиций, касающихся соблюдения канонического церковного права, церковного территориального устройства. Пока мы находимся в этом церковном единстве, Дух Святой с нами пребывает. Когда у нас этого единства нет, то и Господь от нас отходит.
- Что вам ярче всего запомнилось из этой поездки?
- Мне было интересно представить и рассказать о жизни православных в Якутии, о нашей епархии, о деятельности нашего Преосвященного архипастыря и, наоборот, посмотреть на опыт и помолиться с нашими единоверными братьями, поблагодарить их за приятный и добрый прием, а Бога за эту встречу. Да просто пообщаться.
Вообще, вся поездка – одна большая яркая вспышка! Например, на Аляске потрясающая природа: похожа на якутскую, но со своими особенностями. На Аляске, по крайней мере, в южной ее части, немного теплее. На Кадьяке была уже весна, снега почти не было.
Самое яркое – наверное, остров Еловый. Он находится в зоне так называемых rain forest, дождевых лесов. Что это значит? Если в районе океана есть горная гряда, то воздух, который начинает курсировать от океана, восходит в горы. Там формируется явление «дождевой тени» – место, где всегда идет дождь. Таким образом в районе экватора образуется сельва, на Амазонке – девственные тропические леса. Из-за постоянных дождей и повышенной влажности, там очень бурная растительность на деревьях: лианы и плющи. В северных широтах – огромное количество мха на елях! Он облепляет сучья, он растет прямо на деревьях, ковром устилая весь остров. Получается мягкий плюшево-бархатный остров.
Благодаря отличной экологии, на Еловом живут многие виды животных: морские котики, каланы, олени (мы встречали оленят), летучие мыши. Летучие мыши вообще выгнали людей из одной часовни – их там так много, что люди туда просто не заходят. В родниках чистейшая вода – один из таких источников носит имя преподобного Германа.
Но самое яркое впечатление – это соприкосновение со святынями. Один из священнослужителей храма Воскресения Христова на Кадьяке, отец Иоанн, открыл нам мощи преподобного Германа. А пока мы к ним прикладывались, вынес святыню – храмовую чашу, принадлежавшую святителю Иннокентию. И это не забывается.