Уроки Великого покаянного канона: молитва, пост, милосердие

17.03.2016
Уроки Великого покаянного канона: молитва, пост, милосердие

В храмах Якутска закончено чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. 17 марта 2016 года, в четверг первой недели Великого поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман читал последнюю часть канона в Спасском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка напомнил молящимся о трех основаниях поста:

- Великий пост – это духовное странствие, цель которого – Пасха Божия. На этом путь мы призваны прийти из бедного состояния духа к более богатому. У каждого это исходное состояние свое, и ритм этого духовного пути у каждого свой. Но все мы в его основание должны положить три вещи: молитва, пощение и дела милосердия.

Откликаясь на призыв Церкви, мы стремимся погрузиться во всю полноту более долгой и глубокой великопостной молитвы. Часто мы ловим себя на мысли, что эти богослужения очень уж длинны и даже кажутся утомительными – казалось бы, почему не сделать их покороче, не оставить место для других полезных дел? Но будем помнить, что молитва – это основание жизни каждого христианина. Ее длительность исходит из состояния, в котором мы находимся. Если ее сравнить с молитвой великих угодников Божьих, то она покажется даже короткой. Вспомним преподобного Серафима Саровского. Его тысячедневная молитва на камне – это не сказка! О ней свидетельствуют его ученики. Что по сравнению с этой тысячей дней и ночей не умолкаемой молитвы – наши несколько часов в храме?

Полезно иногда сделать такое сравнение, чтобы с одной стороны не возгородиться от своих стараний, но и с другой стороны – не тяготиться ими, а понимать, что делаем мы очень мало из того, что могли бы, и из того, что делали наши прославленные на небесах сродники. Будем молиться, чтобы Господь даровал нам более усердную молитву хотя бы во дни Великого поста!

Пост – это и отказ от определенных продуктов питания. В человеке тесно взаимосвязаны тело и душа, так что преизбыток «телесного» непременно откладывает негативный отпечаток на духовную жизнь. Потому, желая возвысить, очистить и преобразить свою душу, мы непременно уменьшаем свой рацион.

Но будем помнить, что изначально одной из функций этих ограничений было освобождение некоторых средств на помощь нуждающимся. Отсюда – третье основание покаянной жизни: добрые дела, без которых невозможно представить себе подвижника, человека, стремящегося приблизиться к образу Божию.

Если у нас нет материальных средств, то мы можем принести поддержку и в виде добрых слов, и в заботе. Не ограничиваться, не замыкаться в себе, но помогать друг другу, откликаясь на печали рядом находящихся людей призваны мы в эти дни и во все время нашей жизни.

Особо оказывать взаимную поддержку и заботу о приходящих в монастырь людях архипастырь призвал братию обители:

- К вам будут идти за наставлением, и может быть, иной раз выслушать человека, который хочет излить свою душу, будет самым большим делом милосердия, которое вы можете оказать!

В течение первых дней Великого поста владыка Роман читал Великий покаянный канон в разных столичных храмах: в понедельник – в Преображенском соборе, во вторник – в Никольском храме, в среду – в Покровском женском монастыре.