Три дня в Якутске проходил III Свято-Иннокентьевский студенческий Форум, в работе которого приняли участие двадцать средних и высших учебных заведений республики. Одним из гостей Форума стал ректор Московского Библейского колледжа «Наследие», педагог, редактор сайта наследие. ру Владимир Стрелов. Мы поговорили с Владимиром Сергеевичем о браке и верности, об отношениях родителей с детьми, о вере и любви.
Педагог, методист Братства Православных Следопытов, преподаватель кафедры теологии РГСУ и кафедры психологии РПИ св. Иоанна Богослова, директор московского отделения Общества друзей Священного Писания, один из ведущих программы «Время доверия» на Русской службе новостей (107.0 FM). Награжден патриаршим знаком св. цесаревича Алексия «За успехи в духовно-нравственном воспитании молодежи». Создатель благотворительного Фонда «Предание» — важнейшей части интернет-проекта Предание. ру. Фонд учрежден в 2009 году как независимая, некоммерческая, нерелигиозная, неполитическая общественная организация. Библейский колледж «Наследие» создал библеист с мировым именем Илья Гриц. Это единственное в России православное учебное заведение, где в течение трех лет можно изучить все книги Священного Писания. Сейчас им руководит Владимир Стрелов — сам выпускник этого колледжа.
***
Семейные ценности? Священное Писание начинает с того, что человек, созданный Богом, сразу получил заповедь с благословением «Плодиться и размножаться». Второй рассказ о создании человека в Книге бытия говорит о том, что, когда Адам огляделся вокруг себя, он не нашел никого из животных, кто бы ему соответствовал. И тогда навел Господь на него большой сон, и взял Бог ребро от человека, и так появилась женщина. Да прилепится жена к мужу, и то, что Бог сочетал, то уже не разлучает. Брак существует уже в раю. Как священный союз мужчины и женщины. И когда мы говорим о семейных ценностях, мы, прежде всего, говорим о союзе нерушимом, предполагающем верность друг другу. Есть также благословение, связанное с детьми: дети — это не обуза, а благословение.
***
У детей тоже есть определенные обязанности по отношению к родителям. Пятая заповедь, например, говорит «Почитай отца и мать своих». Понимаете, некоторые говорят, любить — это очень высоко, и главное — как это проверить? Как можно любить, например, если у тебя родители алкоголики и относятся к тебе хуже, чем к собаке или вовсе тебя бросили? Любить такого отца — это идти против естественных каких-то чувств, реакций, обманывать себя — словом, не получится это. Но вот почитать — может получиться. Что значит почитать? Мы видим разные примеры такого почитания как раз в книгах Священного Писания. Во-первых, это не злословить своих родителей. Первое, что определяет бунт — это когда человек начинает плохо отзываться о тех людях, которые его старше, которые что-то ему дали, хотя бы подарили ему жизнь. Что происходит в таком случае? Он рвет свою связь, а что он дальше даст своим детям? Он будет постоянно сам страдать, потому что связь с источником любви оказалась прерванной. Но, кроме того, заповедь о почитании родителей предполагает послушание во всех практически делах, кроме нескольких — родители не имеют права принуждать ребенка к греху. К любому греху. Во-вторых, родители не должны женить или выдавать замуж свое чадо за определенного ими человека. Вот здесь важна свобода выбора. В-третьих, в древней такой традиции говорится о том, что если ребенок хочет обратиться к Богу и изучать Его Слово, они не должны ему препятствовать.
***
Вместе с тем, о родителях тоже говорится, чтобы они не раздражали своих детей. Подытожу: если у тебя нет почитания к родителям, то, скорее всего, у тебя и с Богом большие проблемы. А если человек благословлен своими родителями, то и жизнь складывается иначе. В свою очередь, почитание родителей заключается в заботе о них. Мне очень нравится мысль о том, что человек тогда становится зрелым, когда он перестает думать, чтобы заботились о нем, и начинает заботиться о других.
***
Помните у Евгения Шварца: «Если вы хотите воспитать из человека чудовище, воспитывайте его без всяких границ». Такой человек, вырастая, не чувствует, где для него территория свободы. Заповеди можно рассматривать с разных точек зрения, но лучше смотреть на них как на то, что дает нам заповедную территорию — территорию, где мы точно будем жить, не боясь, будем уверенными в себе и хранимы Богом.
***
Да, произошла сексуальная революция, но я не думаю, что мы находимся в худшем положении, чем «ветхие» люди. Потому что они жили в обществе, где было не только многоженство, но существовала и ритуальная проституция, и все религиозные праздники были связаны с тем, что можно было поучаствовать в свальном грехе. А тут дается заповедь. Заповедь учит верности — верность Богу, верность родителям, верность в отношениях супругов — все тесно взаимосвязано. Если бы это было неестественно человеку, заповеди бы не было. И мы знаем последствия греха, если она нарушается.
***
Любовь — это не романтическая влюбленность, это еще то, над чем нужно трудиться. Влюбленность дана нам для того, чтобы мы не видели слабости друг друга, но не более того. Я знаю много семей верующих, где люди, познакомившись, не чувствуют какой-то там страсти, но при этом они делают свой выбор — я с этим человеком готов быть в течение всей моей жизни и после. И это оказываются крепкие семьи, где любовь действительно пребывает.
***
Я считаю, что большинство людей отрицает Бога не потому, что Он им не нужен, а потому, что их не устраивает тот образ Бога, который сложился у них в результате общения с другими людьми.
***
Даже мы — люди верующие — часто бываем лицемерными, когда говорим одно, а поступаем по-другому. И когда человек, не знающий Бога, сталкивается с таким верующим, он думает «нет, в такого Бога я верить не могу». Он уходит. И это только один пример. Бывает иначе: нет лицемерия, есть вера, но тот Бог, которого представляют родители своим детям, это не Бог, а какая-то пародия на него, когда Бог используется в качестве меры устрашения «если ты будешь себя плохо вести, Боженька тебя накажет». Это значит одно: ты просто перекладываешь задачу воспитания, объяснения, почему так вести себя не нужно, на Бога. А что будет, когда ребенок вырастет? В лучшем случае Бог для него будет как Дед Мороз. А в худшем случае будет ассоциироваться с чем-то неприятным, чем с детства пугали.
***
К счастью, Бог сам действует в этом мире. Я знаю немало людей, которые выросли в семьях с такой токсичной религиозностью и вместе с тем открыли для себя живого Бога. И когда это происходит, оказывается, что Бог — он совсем другой, и так прекрасно, что Он есть, это такая радость, и с этим открытием человек меняет свою жизнь. Я сейчас наблюдаю за таким молодым человеком: он начинает дорожить своим временем, пытается нащупать свои таланты, как их можно реализовать, жизнь приобретает для него особенную ценность.
***
Как я пришел к вере? Крестили меня в 11 лет, но родители мои не знали, как дальше меня воцерковлять, и я начал смотреть по телевизору протестантские передачи. Когда мне было 13, я решил поступить в Воскресную школу, но это было время такого религиозного бума — Воскресные школы были переполнены. Священник, к которому я подошел, не мог, видимо, прямо отказать, а устроил мне некий экзамен, который я успешно провалил. А моего товарища, который пришел позже меня, но прихватил на экзамен свои рисунки, приняли. И мне стало очень обидно, получалось, что они берут не тех, кто тянется к вере, а тех, кто может что-то продемонстрировать. В результате этого случая у меня возникло негативное отношение к православной церкви.
***
Я изучал английский в спецшколе, и ходил в библиотеку иностранной литературы. Однажды там я увидел объявление об открытии протестантской церкви. Я ходил туда полтора года. У них нет той глубины и тех традиций, которые есть в нашей православной церкви, но надо сказать, в большинстве своем это очень искренние люди, которые ищут Бога. По крайней мере, мне повезло. Но у них не было, к примеру, таинства исповеди, а вопросы, касаемые исповеди, оставались. Некоторые вещи, связанные с их вероучением, по моему мнению, не очень соответствовали тому же Слову Божию, которое мы там же в этой общине читали. И я стал искать чего-то другого, и в один прекрасный день на железнодорожной платформе встретил свою учительницу по английскому. К тому времени она преподавала английский в Свято — Тихоновском институте. Я не знал, что она верующая, мы разговорились об этом, и стали общаться. Она дала мне книгу о богослужениях, о которых я не имел ни малейшего представления. Второй была книга отца Андрея Кураева «Если Бог есть любовь». Затем отца Сергия Булгакова «Свет невечерний»…
***
Яна НИКУЛИНА