Архиерей освятил иконостас в храме якутского Беркакита

29.05.2016
Архиерей освятил иконостас в храме якутского Беркакита

29 мая 2016 года, в неделю о самарянке, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в строящемся храме святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Беркакит. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Нерюнгринского округа иеромонах Аркадий (Мамай) и настоятель храма иерей Владимир Тарасов.

В конце богослужения архиерей освятил новый иконостас, изготовленный из фарфора, а затем выразил благодарность и вручил награды активным участникам строительства храма. В том числе, настоятель храма был награжден Патриаршей грамотой.

Владыка выразил надежду на скорейшее завершение строительства храма, подчеркнув значение храма для жизни поселка.

- Если мы оглянемся на прежние периоды нашей истории, то вспомним, что село, станица, город не могли носить это звание без наличия храма. Храм – дом Божий и средоточие всей духовной жизни. Он был и остается тем главным местом, которое созидало духовно-нравственную атмосферу населенного пункта. Там получали и получают духовную помощь и духовные знания, благодаря которым любые человеческие проблемы могут преодолеваться. Важный момент богослужения – чтение Слова Божия. Слова Бога всегда будут новы и важны для людей, ибо Он обращается к нам с чем-то главным, что затмевается житейскими проблемами. Богослужение и храм позволяют обновить память об этом важном и не позволяют нам быть затянутыми в болото страстей.

Затем архипастырь обратился к верующим с проповедью на евангельское чтение дня:

- «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Евангелие от Иоанна 4:5-23).

На первый взгляд, это простая беседа Христа с незнакомой женщиной, но в ней открываются глубокие знания, и нам важно их услышать. Христу надо было пройти через Самарию – область, где не жили правоверные иудеи. Жители Самарии и иудеи старались не общаться друг с другом – такая была у них вражда.

В Самарии находится город Сихарь, а в нем – участок земли с колодцем, принадлежавшие ветхозаветному патриарху Иакову. Около полудня уставший в пути Иисус сел у колодца. Кто был на Святой Земле или что-то читал о тамошнем климате, знает: полдень – это самое жаркое время, испепеляющий зной, доводящий человека до бессилия. И в это же время женщина приходит за водой, и между ней и Христом происходит диалог. Он просит у нее воды, а она, увидев незнакомого уставшего человека, располагается к нему и, хотя и понимает, что перед ней иудей, поддерживает разговор: «Наши народы вовсе не общаются, как же ты просишь у меня пить?» Христос дает ответ, содержащий духовную мудрость: «Если бы ты знала, Кто просит у тебя воды, ты бы сама просила у Него воды, и Он дал бы тебе воды живой!» - Он говорит уже не об обычной воде, а о жажде духовной и о воде живой – действия Святого Духа и Божией благодати.

Женщина пока Его не понимает и удивляется: «Тебе и почерпнуть нечем – откуда же у Тебя живая вода? Неужели Ты больше нашего отца Иакова?» Смотрите, с какой ревностью она относится к памяти праотца Иакова! В ее вопросе нет издевательства, в нем – глубокая вера ее родной традиции.

Иисус поясняет, что всякий кто будет пить эту воду, из колодца, снова захочет пить, а кто будет пить Его воду – больше не будет жаждать, а сама сделается в нем источником воды, текущей в Вечную Жизнь. Говорит Он о воде Благодати – действии Святого Духа Божия, которое дается человеку в Таинствах – и тогда верующий сам становится источником благодати. Посмотрите на доброго и благочестивого человека. Он сам источает духовную радость – потому с верующим человеком так приятно и светло общаться.

Но женщина снова не понимает. И Спаситель прибегает к другому способу открыть ей Себя – он говорит: «Позови мне твоего мужа – и приходи сюда». Он знал, что она живет неблагочестиво, и у нее нет законного мужа. И она в этом честно признается: «Нет у меня мужа». – «Да, - продолжает Христос, - ты сказала правду. У тебя было пять мужей, а человек, с которым ты живешь теперь, тебе не муж». Представьте себе состояние этой женщины, когда она понимает, что незнакомый ей человек знает все подробности ее личной жизни! Удивленная, она называет Его пророком. И, поняв, что ее собеседник – человек мудрый, провидец, задает Ему вопрос, который давно интересовал ее и ее народ – о месте почитания Бога: «Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы говорите, что поклоняться Ему надо в Иерусалиме. Где же на самом деле можно встретить Бога?» - и Он отвечает: «Наступает время, когда ни на горе сей, ни в Иерусалиме не будут поклоняться Богу. Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Вот о какой живой воде говорил Христос – о Духе, Который Он приносит в нашу жизнь, об истине о схождении Бога на землю в любви и заботе к нам. Вот главное откровение о месте и способе прославления Бога.

Неужели остальное не нужно? Где же подается этот Дух и эта Истина? Где и какими способами получить живую воду? Во время молитвы и словами молитвы.

Тот, кто искренне молился на сегодняшнем богослужении, почувствовал и принял дар Святого Духа – и понесет в свой дом, своим ближним, и сам станет источником воды живой – посредником, передающим Божью благодать людям.

Именно для этого нужны храмы, именно для этого они так бережно и благоговейно украшаются образами, именно поэтому у нас есть уставы и традиции, придуманные не мной и не вами – а являющие полноту традиции, сложившейся в течение двух тысячелетий. Сделав несколько шагов в эту духовную атмосферу, приложив старания – мы станем причастниками воды живой, благодати Святого Духа Божия.