Святые земли Русской – плод Благой вести

03.07.2016
Святые земли Русской – плод Благой вести

3 июля 2016 года, в неделю Всех святых в земле Русской просиявших, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Спасском мужском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужил настоятель обители игумен Никон (Бачманов) и братия.

 

В конце богослужения на середину храма для поклонения были вынесены иконы и ковчежцы с мощами русских святых, пребывающих в монастыре: святого благоверного князя Даниила Московского, святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Мелетия (Якимова). После молитвы перед святынями архипастырь обратился к верующим с проповедью, в которой объяснил суть сегодняшнего праздника:

- «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия», - поется в главном песнопении сегодняшнего дня. Это важные слова: «Как наипрекраснейший плод Твоего спасительного благовествования, земля Русская приносит Тебе всех своих святых». Святые русской земли – это плод Благой вести, принесенной в нее.

Совсем не случайно и глубоко провидчески на Поместном соборе 1918 года – а это было время лукавое и страшное, революционное и анархическое – его участники установили память Всех святых в земле Русской просиявших. И с тех пор до сегодняшнего дня и всегда, пока будет существовать Церковь Русская, во второе воскресенье после Пятидесятницы будет совершаться этот праздник.

Когда мы говорим «земля Русская», мы не сужаем понимание святости лишь до одного народа. Русь Святая, земля Русская – это понятие не географическое, а, как часто повторяет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, цивилизационное. Русская цивилизация – это цивилизация, носители которой находится в вере Христовой и помнят своих благочестивых предков, идущих от времени Крещения Руси. С этой точки зрения в празднике Русских святых участвуют огромное количество народов. Сегодня торжествуют Украина, Молдавия, Беларусь, Казахстан и целый ряд стран, которые, с одной стороны, канонически принадлежат к Русской Православной Церкви, управляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, а с другой стороны – имеют общую славную историю.

Что такое святость и кто такой святой в жизни Церкви и в жизни каждого из нас? Конечно, это не странный чудак, живший когда-то. Ничего в нашей Церкви бессмысленного и непонятного, мистически темного нет. Слово Божье и Благая весть обращены к сердцу и уму каждого из нас. Святые угодники Божьи – это очень реальные люди и мы с ними одной крови. У нас с ними есть общие отцы и прадеды, общая земля и общая национальная культура. Они настолько праведно и честно жили, что в своей жизни и быту, в самых простых вещах, являли евангельскую проповедь и правду жизни.

Мы стоим перед мощами святых. Икона святого благоверного князя Даниила Московского с мощами его, строителя Москвы. Частица мощей святителя Игнатия (Брянчанинова) – выдающегося богослова и церковного писателя XIX века, славного своей жизнью и трудами. Доныне по его книгам учится жить русское монашество. Ковчег с частицей мощей святителя Мелетия, епископа Рязанского и Косимовского – он во второй половине XIX века святительствовал здесь, в Якутии, будучи выдающимся миссионером.

Бесчисленное количество угодников Божьих земли Русской пребывают в Царствии Небесном у престола Божия. Это не придуманные люди – они реальны и они показывают нам, что можно быть человеком целостным: женатым или неженатым, богатым или бедным, скромным или дерзновенным, умным или простым, принадлежать к разным сословиям, иметь разные житейские особенности и попечения – но в жизни своей реализовать заданные нам от Бога таланты стать небожителями.

Святейший Патриарх Кирилл как-то сказал, что святость – это национальный идеал для России. Остальные идеалы приходят и уходят. Меняется политическая система и общественный строй. Но святой как символ и образец для подражания навсегда остается и притягивает самых разных людей.

Верю, что на наши молитвы святые угодники Божьи откликнутся участием и благодатной помощью.