Защитить внутреннего ребенка и открыть в себе внутреннюю религиозность

06.10.2016
Защитить внутреннего ребенка и открыть в себе внутреннюю религиозность

Имя Натальи Ининой хорошо известно многим интересующимся психологией личности. Сотрудник факультета психологии Московского государственного университета и преподаватель факультета психологии Российского православного университета, представитель московской научной школы христианской психологии, автор книги «Испытание детством: Что мешает нам быть счастливыми?».

Якутск Наталья Владимировна посещает впервые. В программе Дальневосточного Свято-Иннокентьевского студенческого форума значатся две ее лекции. Первая – «Травмы детства и их последствия во взрослой жизни» - была прочитана вечером 4 октября.

Большой зал Якутской духовной семинарии был переполнен. Студенты психологического факультета и практикующие психологи, старшеклассники и родители, семинаристы и священники… Вопрос о детстве интересует всех.

Наталья Владимировна напомнила слушателям, что тема детства рассматривают почти все направления психологии: естественно, возрастная психология; психоанализ, который начинает работу с человеком с поиска проблем в детстве; трансактный анализ, основатель которого Эрик Берн ввел специальное понятие «внутреннего ребенка» - одну из трех инстанций человеческой личности, наиболее уязвимую часть психики, в которой мы чувствуем себя испуганными, капризными, обиженными.

На наглядных примерах из практики Наталья Владимировна объяснила и продемонстрировала, что травма, полученная в детстве, способна не просто проявиться во взрослом состоянии, но и преследовать человека всю жизнь. Напротив, исцеление этой травмы – путь к обретению целостности личности, ответственному, по-настоящему взрослому принятию решений, а в конечном итоге – и к нормальной духовной жизни. 

5 октября Наталья Инина выступила с лекцией по психологии веры. Вопреки мнению о том, что вера и религиозность – темы не научные, принадлежащие к области исключительно духовной, осмысляемые через Церковь и с помощью священников и святых отцов, лектор утверждает, что со стороны Церкви вера и религиозность рассматриваются как то, что уже стало, есть в своей данности, в то время как психология говорит о процессе и развитии. Именно поэтому, подчеркивает Наталья Владимировна, вопросами психологией веры занимались все выдающиеся психологи: Джемс, Фрейд, Юнг, Фромм и другие.

На сегодняшний день, считает Наталья Инина, тема психологии веры чрезвычайно актуальна, так как современный человек находится под постоянным прессом среды: СМИ, интернет, реклама, социум – все это приводит к тому, что отторгнутый сам от себя человек плохо коммуницирует с собой. Еще Франкл замечал, что взрыв депрессий и самоубийств приходится на праздники и уик-энды – то есть именно тогда, когда человек находится наедине с самим собой. В то же время избегать этой встречи духовно нездорово. В своих работах по творениям первого христианского психолога Евагрия Понтийского (IV век) схиархимандрит Гавриил (Бунге) отмечает: страсти паразитируют на том что человек в себе не осознает. Напротив, чем больше человек в себе осознает и чувствует, тем меньше он впадает в страсти.

Наталья Владимировна рассказывает: современные священники часто говорят, что к ним приходят люди с проблемами не духовными, а психологическими. А без решения проблемы на психологическом уровне невозможно выйти на уровень более высокий, духовный.

Наталья Инина солидарна с теми психологами, которые считают религиозность здоровым проявлением личности (в отличие от Фрейда, который рассматривал веру как невроз).

Так, согласно наблюдениям психолога Гордона Оллпорта, вера свойственна здоровому человеку. Однако различается религиозность внутренняя и внешняя. В тех случаях, когда вера коррелирует с толерантностью и пониманием – человеку присуща религиозность внутренняя, если же вера коррелирует с настороженностью и враждебностью – внешняя. Внутренняя религиозность стремится к преодолению эгоцентризма. Именно внутренняя религиозность часто мотивирует людей на приходскую социальную активность, деятельное исполнение заповедей.

Основатель метода экзистенциального психоанализа логотерапии (терапии смыслом) Виктор Франкл пошел дальше и считает духовный уровень в личности вообще отличительным признаком человека. Именно вера и религиозность – базовые явления в человеке. Как раз признаком невротической личности является ее подавление. Именно поэтому в предельных ситуациях, на грани жизни и смерти человек задается вопросом о смысле жизни и бытия Бога.

Обе лекции Натальи Ининой вызвали колоссальный отклик со стороны аудитории. Психолог ответила на многочисленные вопросы и в течение нескольких часов продолжала общение со слушателями в индивидуальном порядке.