Три добродетели святителя Николая

20.12.2016
Три добродетели святителя Николая

19 декабря 2016 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Божественную Литургию в Никольском храме города Якутска в сослужении клириков храма.

В праздничный день верующие получили возможность приложиться к частице святых мощей святителя, находящейся в храме.

По завершении богослужения владыка Роман поздравил всех собравшихся с престольным праздником старейшего действующего храма города и призвал подражать в добродетелях святителю Николаю:

- Слушая песнопения праздника, всматриваясь в образ и вчитываясь в житие святителя Николая мы умиляемся той духовной силе и благодатной помощи, исходящей от него, и задаемся вопросом: почему именно святитель Николай так скоро и так много отвечает на вопрошания и молитвы? Почему он больший помощник по сравнению с другими святыми?

Святитель Николай обладал уникальной совокупностью добродетелью. Возможно, он превосходил других, живших прежде, одновременно и позже него угодников. Он сумел через личное усердие, через светлую, святую, подвижническую жизнь собрать воедино все добродетели, все лучшие качества христианина. Именно за это Господь и дал ему особую возможность творить чудеса и помогать по молитвам других христиан.

Всю свою земную жизнь он провел необычайно скромно, все свои добрые дела он делал тайно – о них узнали только после его смерти. Может быть, за эту тайную добродетельную жизнь, Господь дал ему возможность широкого, открытого чудотворения.

Важно помнить, что все святые стали таковыми в силу их соединения с Богом. Их встреча с Ним оказалась столь значительной, что не они уже действуют, а действует в них Христос, как писал апостол Павел. Каждый раз когда мы прославляем святителя Николая и других угодников, мы должны воздать хвалу Господу, потому что это Он через них действует, а они лишь наши помощники и наследники. И мы восклицаем со святым пророком Давидом: «Дивен Бог во святых Своих!»

Вновь и вновь мы обращаемся к святителю Николаю. Почитание святого, говорит один богослов, заключается не столько в почитании, сколько в подражании его жизни. В одном из главных песнопений, посвященных святителю Николаю, мы слышим: «Правило веры, образ кротости, воздержания учитель». Здесь выделяется три значимых качества: вера, кротость, воздержание.

Мне думается, что за эти именно качества так полюбил православный так полюбил святителя Николая. Не потому, что эти добродетели особо любимы. Если посмотреть на нынешнего человека, то можно просто кричать «караул!», видя, что веры все меньше, кротости никакой, о воздержании и говорить не приходится. Но мы понимаем в душе, что эти три добродетелей чрезвычайно важны, это основы устроения человека, без которых происходит развал духовной жизни.

С верой все ясно. Для нас, верующих людей, невозможно представить без нее жизнь. Но и нам стоит задуматься, вглядываясь в образ святителя Николая. Он был не просто носителем веры – он был ее защитником. Неслучайна одна история – оспариваемая, но принадлежащая древнему церковному преданию: будучи участником I Вселенского Собора, святитель так выступил в защиту веры, что удержал и даже, согласно другим вариантам, ударил вероотступника – еретика Ария. Спорно, было ли на самом деле именно так, увязывается ли этот эпизод с образом святителя Николая. Не знаю – но знаю, что мы с вами редко бываем смелы по отношению к исповеданию нашей веры. Мы боимся перекреститься на храм, назвать себя православными, особенно когда это непопулярно, особенно когда светская власть демонстративно преуменьшает значение Церкви. Тогда мы трусливо утаиваем веру и совсем не похожи в своих делах на святителя Николая. Всматриваясь в его образ, будем хранить в себе и защищать ее, испросим у святителя сил на это.

Кроткий – это не забитый, как часто ошибочно понимается. Кроткий – это беззлобный. Кротким можно быть только тогда, когда в собственной душе через молитву бывает мир. Ошибки ближних и дальних в этом море душевного мира тают, не вызывает ответной злости, действий якобы по восстановлению справедливости. Что греха таить: мы стали раздраженными из-за отсутствия мира и стремления подражать святителю Николаю в кротости. Кроткие, мы сегодня слышали в Священном Писании – наследуют землю. У них будущее – в Небесном Царстве. Будем и мы сами стараться быть беззлобными по отношению к обидам, нанесенным нам, успокаиваясь через молитву, и так будем восстанавливать и мир в мире вокруг нас.

Воздержание… Когда-то оно было во всем поведении в жизни нашего общества. Оно было вынужденным, из-за материальной невозможности многое иметь. Мы сейчас порой вспоминаем это время с любовью. А в нынешний век вседозволенности о воздержании стоит поговорить, подумать и снова вернуть в нашу жизнь через умение владеть собой и своей волей, не попускать излишеств в нее – как делал этот святитель Николай.

Испросим у святителя Николая, поклоняясь его святым мощам: «Святителю отче Николае, укрепи в нас веру, даруй нам мир, беззлобие и кротость, помоги нам владеть собой – что через эти добродетели и жизнь во Христе мы сподобились видеть Царствие Небесное, где ныне ты пребываешь!»

Затем владыка поклонился честным останкам епископа Иакова (Домского), пребывающим в храме, и пропел почившему архипастырю «Вечную память».