ПУТЕШЕСТВИЕ В РАЙ: впечатления якутских школьников от паломничества к преподобному Сергию

14.05.2016
ПУТЕШЕСТВИЕ В РАЙ: впечатления якутских школьников от паломничества к преподобному Сергию

 «Вы побываете в раю!» – со знанием дела напутствовала завуч школы победителей олимпиады по основам православной веры, награжденных епархией поездкой в Троице-Сергиеву Лавру. Девятиклассник Якутского городского лицея Алеша Шибаев, семиклассница школы № 10 г.Якутска Настя Маковоз и четвероклассник школы № 5 г.Якутска Лёня Павлов по благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа на Светлую Седмицу отправились в Москву, к преподобному Сергию.

Учитель оказалась права – более благодатного места, где каждый сантиметр хранит в себе веру поколений, на земле просто не существует. Оказаться там на Праздничной Пасхальной неделе – чудесно вдвойне. Уверена, счастливей нас паломников в те дни на свете просто не существовало.

ПУТЬ К СЕРДЦУ

Спросите у прохожих в Сергиевом Посаде, как добраться до Лавры. Вам не просто покажут – отведут на Блинную гору, с которой откроется изумительной красоты вид – монастырь во всей его красе. Вопреки прогнозам синоптиков и законам природы – время было глубоко вечернее, – над монастырем прояснило, как днем. Фотографировать открывшееся – все равно, что пытаться объять необъятное. Сделав пару снимков, мы убедились в бесполезности затеи и, задвинув фотоаппарат подальше, жадно вдыхали и впитывали новую для нас жизнь, как нигде больше бьющую ключом.

В Лавре нас ждали. Студент-третьекурсник Московской духовной академии Иван Борисов, по совместительству регент Покровского храма академии, взявший по просьбе секретаря Якутской епархии иеромонаха Никандра (Горбатюка) нас под свою опеку, был на вечерней службе, но позаботился о том, чтобы якутян приняли, накормили и разместили как самых дорогих гостей. Надо отдать должное, его однокурсники с этой задачей справились превосходно: нас встретили, отвели в гостевые комнаты, а в трапезную мы отправились уже с освободившимся Иваном

В номере стало очевидным еще одно открытие: ждали нас здесь не только студенты. В самолете, по пути в Лавру мне попалась удивительная книга о святом Иоанне Кронштадтском. От чтения было не оторваться, настолько неожиданно открывался этот замечательный батюшка с новой стороны. Я даже упрекала себя: «Ну какой отношение имеет этот праведник к тому месту, куда ты летишь? Не лучше ли почитать про Сергия Радонежского или жития тех святых, мощи которых там покоятся? Сама посуди: где Иоанн и где Троице-Сергиева Лавра?» Как же я ошибалась! И Иоанн Кронштадтский, и Лавра, со всеми ее святыми, – это суть православия России, его средоточие, его история. Они не могут быть порознь в принципе – только вмеcте! И – о, чудо! – Иоанн Кронштадтский ждал нас там один из первых! В гостевой комнате духовной академии, где разместили меня с Настей, стояла единственная икона – с его изображением! «Ну здравствуй, батюшка! И ты здесь?!» – вырвалось у меня с порога. Так началось наше путешествие в Троице-Сергиеву Лавру – источник святости, «сердце» России.

ЧУДЕСА В СОБОРЕ

Ранние богослужения в Лавре начинаются в пять утра. К шести в Троицком соборе яблоку негде упасть. Это святая святых монастыря. Именно здесь Преподобный Сергий Радонежский построил деревянную церковь, освященную в честь Святой Троицы. Здесь же сегодня покоятся и мощи самого Троицкого первоигумена. Надежно укрытый могучими стенами, окруженный грандиозными массивами соборов, палат, колокольни, он как сердце Лавры задает тон жизни всего монастыря. Именно сюда, к мощам Преподобного, стекается за благословением все священноначалие утром.

Величественный снаружи, храм изнутри совсем не кажется большим. То ли из-за архитектурных особенностей (стены храма имеют наклон внутрь до 45 сантиметров, а арки значительно вытянуты, при этом мягкий рассеянный свет льется только из-под купола), то ли благодаря уникальному пятиярусному иконостасу и фрескам, выполненным именно для этой церкви еще в 15 веке мастерами под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного (знаменитая «Троица» Рублева здесь – главная храмовая икона), но в соборе присутствует ощущение устремленности в небо, все располагает к вдумчивости и созерцательности. Даже пение мужского хора по непонятным причинам словно растекается по стенам, создавая ощущение поющих икон –  из храма не хочется уходить…

Коляски у собора в пять утра – явление для Лавры видимо тоже обычное. Приносить детей исключительно к Причастию здесь не принято. При этом ни детских капризов, ни родительской суеты за все время служб мы не услышали. Более того, даже двухлетки выглядели вполне сосредоточенными и как будто молились вместе с родителями. «Дело в культуре, – объяснил мне позже сопровождавший нас Иван. – Я давно заметил, когда для родителей естественно прийти к началу службы вместе с детьми – те как будто проникаются благоговением и ведут себя соответствующе. А когда семья приходит исключительно к Причастию, святость момента не чувствуют точно, ни взрослые, ни дети».

Между тем покровительство Преподобного Сергия в соборе ощущается почти физически. Особенно в отношении детей. К мощам святого, например, даже в обычный день не протолкнуться, а в праздники хвост очереди и вовсе тянется через всю площадь. И разве не чудо, когда именно в такой день чьи-то руки вдруг подхватывают младшего в нашей группе и со словами: «Иди-ка ты, малец, вот сюда!» – проносят через ограждение (!) к раке вначале его, потом пропускают остальных? «Может, все дело в том, что он – Сергий, стараниями крестных вслед за старшим братом приехавший к своему духовному покровителю?» – пытаю я студентов академии. «А вы носите его, как флаг, перед собой – любые двери будут открыты гарантированно», – советуют мне они. С чувством юмора у будущих пастырей дела обстоят более чем хорошо…  

Зато свидетельство настоящего чуда в соборе хранит железная дверь, ведущая в южный притвор. Во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 годах пушечное ядро пробило массивную дверь храма, угодив прямо в икону, празднование которой в тот день совершалось. Пробоина от ядра поражает воображение до сих пор, а вот икона практически не пострадала – отделавшись «заплаткой», она все это время продолжала оставаться в храме. На том же месте висит и сегодня…

СОНМ СВЯТЫХ

Если Троицкий собор – сердце Лавры, то Успенский – по праву ее лицо. Потому ли, что мы попали туда во время богослужения Патриарха, но храм запомнился нам как большой, светлый и очень торжественный. Точная архитектурная копия Успенского собора Кремля, в размерах он все-таки превзошел на пару метров свой образец. Здесь тоже хранится немало святынь. Например, порядком изъеденный паломниками первый деревянный гроб Сергия Радонежского. Это сегодня он стоит за стеклом и одет в металл, а раньше приложиться к нему можно было непосредственно. Пользуясь этим, особо яростные почитатели Преподобного нет-нет да и откусывали частичку дерева, чтобы унести ее с собой. Ущерб получился впечатляющий – почти четверть боковой стенки гроба отсутствует.

Примечателен Успенский и покоящимися здесь святыми. Один из них – духовный покровитель Якутии святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, долгое время окормлявший народы северного края и многое сделавший на благо якутян. Мы так радовались встрече с просветителем наших предков, что в порядке исключения нам разрешили сфотографироваться возле его мощей.

А впечатлившийся младший Сережа уже дома рассказывал папе о своей поездке к духовному покровителю: «Да он же там не один, папа! С ним много святых: и Иннокентий, и Владыка Роман!..» Увидев портрет нашего архиепископа среди почетных выпускников духовной академии, ребенок и его автоматически причислил к лику святых…

В день приезда Патриарха народу в храме и на соборной площади – не перечесть. Основная масса – паломники, чуть меньше туристов и относительно мало охраны.

Первые – очень разные: одни, как будто шли сюда через всю Россию пешком, другим привычное дело периодически прилетать сюда из Москвы на личном вертолете. И те, и другие при этом поражают культурой и доброжелательностью. Нигде в Лавре вы не найдете табличек о необходимости выключить телефон или разъяснений, как себя вести, при этом ни телефонных звонков, ни замечаний в храмах мы не слышали. Уже в первый день здесь наша тактичная и воспитанная Настя неожиданно выдала восторженное: «Мне не сделали ни одного замечания, куда бы я ни пошла!» Я поняла ее слова, когда нам пришлось пробираться к клиросу во время богослужения Патриарха, фактически раздвигая локтями людскую стену. Ожидая заслуженного упрека, мы не только не получили ни одного замечания в свой адрес – даже вида недовольства со стороны молящихся не было.

Вторых – туристов – в Лавре поменьше. В основном иностранцы, особенно много китайцев (хотя не исключено, что это японцы). В таком количестве ни тех, ни других даже в территориально соседнем к их родине Якутске не встретишь. Здесь даже некоторые таблички-указатели установлены на русском, английском и китайском (или японском) языках.

Охрана – относительно небольшой отряд полицейских – появилась на территории Лавры примерно за час до прибытия Патриарха. В людской толпе, нахлынувшей позже, они были практически незаметны. Даже закрадывались сомнения: «Не маловато ли их для такого количества людей?» И только ненавязчиво курсирующие отрядами от храма к храму за экскурсоводом морпехи малейшую тревогу своим видом развеивали окончательно. Как один бравые на вид, накануне парада победы они, может, и действительно оказались здесь исключительно экскурсии для, но в тот момент их присутствие для таких, как я, имело эффект успокоительно-психотерапевтический: «Безопасность «сердца России» в надежных руках».

 В «ДУХОВНОЙ БАНЕ»

Богослужения в Лавре бывают ранними, средними и поздними и начинаются примерно в пять, шесть и восемь утра соответственно. Службы проходят в нескольких храмах почти одновременно, при этом исповедаться можно не везде – для этого существует храм Иоанна Предтечи. Эта Надвратная церковь была построена на месте, где прежде располагались Святые врата, и первоначально была освящена в честь преподобного Сергия Радонежского. Но после открытия Трапезной церкви название перешло туда, а храм стал именоваться Предтеченским. Таким образом, призыв Иоанна Крестителя покаяться воплощен в Троице-Сергиевой Лавре непосредственно – храм имени пророка – своего рода «духовная баня» Лавры, где проводятся исповеди и чин изгнания злых духов.

Снаружи праздничный и контрастирующий своим видом с соседним строгим Успенским, внутри храм необычайно камерный: с маленькой центральной церковью и боковыми галереями, Таинство исповеди совершается здесь ежедневно в две смены: в шесть и в восемь утра. Вначале проводится общая исповедь в храме, затем в галереях духовники принимают покаяние индивидуально.

Священник во время таинства здесь не стоит, как обычно, а сидит на стуле с четками в руках, так что говорить с ним проще всего стоя на коленях. Кажущийся застывшим в молитвенном трансе в начале исповеди духовник буквально сканирует тебя вопросами не в бровь, а в глаз в процессе беседы. Время от времени хочется провалиться со стыда: на поверхность выходит то, что ты даже не собирался говорить, по недоумию своему. К концу ты уже весь, как на ладони, и перед Богом, и перед священником и по-детски только вопрошаешь: как быть? И, что удивительно, получаешь ответ! Однозначно, это другой уровень исповеди, понять который можно только побывав здесь… Это тот опыт покаяния, когда непременно хочется принести достойные плоды…

«ГОЛОС» ЛАВРЫ

Лаврская колокольня – выдающаяся в прямом смысле этого слова: она самая высокая в России – пятиярусная. По-другому быть просто не могло, ведь высота колокольни традиционно олицетворяла собой величие обители. Однако при своих размерах легкостью и изящностью конструкции это сооружение даст фору любому архитектурному творению. Первоначально архитектором И.Я. Шумахером колокольня проектировалась как традиционная. Но поскольку строительство шло в общей сложности почти 30 лет (фундаменту требовалось отстояться), заканчивать его пришлось Д.В. Ухтомскому, который и сделал звонницу выдающейся – её высота вместе с крестом составляет 88 метров (для сравнения: колокольня Новодевичьего монастыря – 72, колокольня Ивана Великого в Московском Кремле – 81 м).         

Под стать ей и «голос» Лавры – колокола, количество которых когда-то доходило до пятидесяти. Именно здесь находится самый большой во всем православном мире Царь-колокол. Его вес – 72 тонны. В тридцатые годы вместе с другими колоколами он был сброшен, и только в нынешнем столетии звонницу отреставрировали, а три больших благовестных – Царь-колокол, Первенец и Благовест – отлили заново. Прелесть их звучания мы смогли оценить по достоинству не только ИЗ, но и ПОД источником звона непосредственно.

А все потому, что студент-третьекурсник Московской духовной академии Даниил Козловский оказался большим умницей по части экскурсий в Лавре. Увлеченные его рассказом на колокольне, мы не заметили, как остались там одни – группы паломников предусмотрительно исчезли. Мы же самозабвенно позировали на фоне Царь-колокола, как вдруг в нескольких шагах от нас ГРЯНУЛО!.. Младших мощью звуковой волны разметало по колокольне, старшие стояли, как завороженные. И только наш экскурсовод невозмутимо констатировал: «Не успели уйти…» Звон продолжался, набирая силу, и в унисон с огромным колоколом гудело все: уши, волосы, зубы, нутро и даже поджилки на ногах, о существовании которых у себя мы до этого момента не подозревали. Мир вокруг перестал существовать. При этом, окончательно оглушенная, я почему-то отчетливо слышала удивительной красоты… монастырское пение! Даже забралась под колокол, чтобы понять, откуда идет звук, и каково же было удивление, когда обнаружила звонарей хоть и молитвенно сосредоточенными, но молчащими! Откуда лилось необычайное пение мужского хора – я и сейчас не нахожу ответа на свой вопрос… Может быть, сквозь века?...

Привыкнув, наконец, к звуку, больше которого, как нам казалось, вместить в себя невозможно, мы тихо радовались, что молчит Царь-колокол. Однако Даниил не замедлил просветить: «72-тонное чудо звонит в исключительных случаях: к примеру, когда в Лавру приезжает Патриарх…» Смекнув, что сейчас именно тот случай (служба Святейшего закончилась не так давно), мы со скоростью пикирующего ястреба кинулись вниз. Царь- колокол нас пожалел…

«Глухая старость на такой колокольне обеспечена, – выдал Алексей, спустившись на землю и придя, наконец, в себя. «Наоборот! – уверял его наш гид. – Я сам с детства звонарю – и в этой среде людей, имеющих проблемы со слухом, не встречал ни разу…» Пришлось поверить ему на слово….

ПЛАНЕТА В КАБИНЕТЕ

Церковно-археологический кабинет при духовной академии, на самом деле, один из самых богатейших музеев России. Здесь собраны образцы церковного искусства Византии, древней Руси, России, а также западная религиозная художественная культура. История православия со всей планеты, бережно собираемая годами, здесь представлена во всей своей красе. Понятно, что в таком море экспонатов требовался как минимум хороший лоцман. Им и стал для нас студент-первокурсник Московской духовной академии Федор Суровцев. Итог его работы – потрясенными из музея вышли не только «новички» в вере, но и люди, казалось бы, «опытные» и не первый год с православием знакомые.

Так впечатлили, например, личные вещи Преподобного Сергия – маленькие, простенькие кожаные сандалии, скарпель, его бедненькая фелонь – все настолько «худостное, нищетное и сиротинское», что хотелось расцеловать их прямо в музее.

А макет собора – точная копия разрушенного в свое время Храма Христа Спасителя, включая его внутреннее убранство, – чудом сохраненный в Лавре! Увидев этот шедевр, не раз приезжавший сюда Юрий Гагарин (оказывается, он был глубоко верующим человеком), был настолько поражен, что не преминул упрекнуть сильных мира сего в уничтожении святыни на ближайшем пленуме. В том числе и с подачи космонавта главный храм страны со временем был восстановлен.

Старшему в группе – педантичному и собранному Алексею – особенно понравилась келлия и Мемориальный кабинет великого тезки – Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Здесь даже рабочий стол хранит тот порядок вещей, в каком они находились до его смерти. Церковные и государственные награды Святейшего впечатляют не только количеством. Есть среди них, например, и орден Трудового Красного Знамени, и медаль «За оборону Ленинграда», а также высшие государственные награды разных стран. А заморский подарок – уникальной красоты тарелка, украшенная… крыльями бабочек! – в очередной раз свидетельствует, насколько уважаемый и почитаемый это был человек.

Впечатлительная Настя еще долго стояла у фигуры распятого Христа в масштабах один к одному. Выполнена в католической манере, она казалась до жути правдоподобной.

А скрупулезный Лёня со своим младшим братом пристально изучали монеты, в том числе времен Иисуса Христа, коллекция которых здесь поражает воображение.

 Экскурсия хоть и закончилась фактически, но осмысливать увиденное, переживать какие-то ощущения по-новому, мысленно возвращаться туда снова и снова мы будем еще не раз…

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

В 15-20 км от Сергиева Посада находится святой источник «Гремячий ключ». По легенде, водопад возник благодаря молитве преподобного Сергия, который со своим учеником Романом свыше 600 лет тому назад, будучи на пути из Троицы в Киржач, остановился в этом месте для стоянки и молился о даровании порабощенному русскому народу силы к обретению воли и разума.

Дорога до источника сегодня, точнее ее последняя часть, километра три –  зубодробительная даже по якутским меркам. Большая техника, задействованная на масштабные работах по благоустройству территории водопада, разбила ее напрочь. Все время пути мы тихо молились, чтобы не пришлось тащить машину на себе. К счастью, обещанный синоптиками дождь не случился, и дорогу удалось преодолеть без потерь, повреждений и героических подвигов с нашей стороны.

Пока доехали, начало смеркаться. Открывшийся взору комплекс деревянных строений, а-ля Кижи, воображение поразил окончательно и бесповоротно. Дорожки, купальни, беседки, часовни – все сделано из дерева и настолько добротно, что вполне реально мы почувствовали себя как в сказке. Вода из источника, льющаяся по деревянным желобам, напомнила поверженные головы Змея Горыныча. А местные жители, между собой именующие источник водопадом здоровья, тут же не преминули нас «просветить», что с одной стороны стекает вода «мертвая», убивающая болезни, с другой стороны – «живая», дающая здоровье, а в источнике они, соединяясь, выполняют и ту, и другую функции одномоментно. Надо ли говорить, что от такого фольклора я, как старший группы, почувствовала себя бабой ягой, а младшие вдруг стали бояться темноты. Благо рядом был без пяти минут священник Иван – его рассказ о молении Сергия и ответной благодати Божией вернули-таки силы к обретению разума, и сподвигли старших с молитвой и верой не только испить из источника, но и окунуться в него…

Не отъехав и километра, Настя уже мечтала о том, чтобы вернуться сюда снова…

РОДИТЕЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Поклониться гробнице родителей Преподобного Сергия по завещанию самого святого мы отправились в Покровский монастырь в Хотьково. В царский период было немыслимо представить себе поездку в Троицкий монастырь без посещения этого места. Сюда неизменно приезжали все русские цари и императоры, великие князья, знать и простые россияне.

По преданию, монастырь основали родители Преподобного и первоначально он был смешанным – для мужчин и женщин. Здесь они приняли монашество, были похоронены и возведены к лику святых. Тут же в Покровском храме Хотьково после смерти родителей был пострижен в монахи и сам Сергий Радонежский.

Время монастырь не жалело: он пострадал от польско-литовских интервентов, был сожжен, после – восстановлен, превращен в тюрьму для женщин, детскую колонию, учебное заведение и даже переоборудован в завод. В итоге, его разграбили окончательно: серебряную и золотую утварь конфисковали, а мрамор от соборов монастыря использовали при отделке станции метро Комсомольская. И только в 1992 году монастырь был возрожден.

Мощи святых Марии и Кирилла покоятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы, а на месте их захоронения в период закрытия церкви установлено надгробие. Рядом прямо на земле расположена звонница.

В целом, сегодня это радующий глаз женский монастырь, на территории которого можно запросто встретить не только катающихся на велосипедах девочек (монастырь содержит приют для них), но и рассекающих на приспособленных для хозяйственных нужд мотоблоках матушек (монахини здесь – очень деятельные, за пределами монастырских стен они шефствуют также над детским отделением психиатрической больницы, помогают нуждающимся).

АКАДЕМИЯ У ТРОИЦЫ

Московская Духовная академия с 1814 года находится по соседству с Лаврой – в здании Царских чертогов (построенных в свое время для царской семьи, приезжавшей в монастырь). У них есть свой храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и церковно-археологический музей.

Академия, Духовная семинария, иконописная и регентская школы, расположенные здесь, являются старейшими и авторитетнейшими учебными заведениями Русской Православной Церкви.

Среди выпускников академии – немало церковных деятелей. Не менее достойными, видимо, станут и сегодняшние студенты – их здесь более 600 человек. Во всяком случае, те, с кем нам довелось познакомиться ближе, – точно. Курировать группу якутян – для них было не более чем послушание. Но выполняли они его с такой любовью, что три неполных дня мы чувствовали себя vip-гостями или, как минимум, их близкими родственниками. Ни один, даже самый наивный или провокационный вопрос, какие только могут задать дети от 7 до 16 лет, не остался без ответа. Ни одно, даже самое сумасбродное желание (от забраться на колокольню до раздобыть утюг в полночь), не оказалось невыполненным.

Я не любитель экскурсий. Организованное шествие людей, периодически разбавляемое скучным рассказом из цифр, дат и событий, всегда вызывало у меня протест. Но здесь было все не так. Захватывающе и в то же время тактично, без лишней информации, с учетом наших потребностей и желаний, студенты показали и рассказали нам о святых местах Лавры, познакомили с учебными заведениями, свозили на святой источник и в соседний монастырь. Благодаря им мы увидели Посад, посетили музей-заповедник Абрамцево, а некоторые из нас даже научились поедать блюда японской кухни не вилками…

Лавра – само по себе место, которое влюбляет в себя природой и архитектурой. Которое пропитано вековым духом святости и покоя. Здесь хочется подолгу вдыхать душой красоту и молиться. И спасибо студентам: несмотря на насыщенную культурную программу, они сделали для нас главное – дали возможность почувствовать и то, и другое.

Всю дорогу до Москвы мы молчали. Путешествие закончилось. За окном припустил-таки давно обещанный синоптиками дождь. А в голове крутились совсем другие впечатления, образы, картины. Такие разные, но одинаково солнечные. Мы возвращались из Лавры другими…

«Мама, а в раю тоже есть Лавра святого Сергия?» – спрашивает младший во время пути. «Конечно! И она такая, какой мы узнали ее здесь…»

Светлана Павлова