Уже поздно вечером вместе с Нелли Петровной Кузьминой, помощником народного депутата РС(Я) Матвея Евсеева, приходим в церковь. Наши шаги гулко отдаются в пустом помещении. Отец Андрей нас ждет и с гордостью показывает уникальные иконы, рассказывает о храме и своих ощущениях на олекминской земле, всего около двух лет назад он приехал сюда из Ставропольского края.
Раньше в Олёкминске действовала деревянная Спасская церковь. Каменный двухэтажный, с двумя престолами, по одному на каждом этаже, храм с колокольней был построен и освящен епископом Якутским и Вилюйским Дионисием (Хитровым) в 1870 году. Построили его на средства прихожан и частных жертвователей. При церкви была библиотека, с сентября 1902‑го действовала церковно-приходская школа. В советское время в храме устроили сначала общественный клуб, затем Дом соцкультуры, купола и кресты сняли, сделали пристройку. Лишь в середине 90‑х годов здание было передано Якутской епархии. И в апреле 2004 года началась реконструкция собора. В этом большая заслуга тогда президента республики Вячеслава Штырова.
— Какие удивительные иконы…
— Здесь все удивительно, даже архитектурное решение собора. Обычно престолы располагаются справа или слева, а здесь был верхний Богородичный алтарь. Топки в пристрое, а дымоходы шли по стенам.
А эти иконы специально писались на этот каменный храм. Посмотрите, на них сохранились даже надписи купцов, которые заказывали их в Москве и подарили храму. Это Димитрий Ильич Яковлев и Алексей Петрович Измайлов. Когда собор закрывали, последняя староста вынесла иконы и спрятала у себя дома, но, так как муж у нее был ответственный работник, она раздала их прихожанам. Уже их потомки принесли иконы в восстановленный храм. Конечно, состояние их было не очень хорошее, но это поправили реставраторы, главное, что намоленные олекминчанами иконы вернулись домой. А вот это одна из редчайших икон «Тотемские старцы», даже реставраторы не видели такой. В запасниках у нас хранится еще несколько, некоторые из них чудотворные. После ремонта начнем размещать в храме. У нас хорошая сигнализация, так что полная безопасность.
— Отец Андрей, вы приехали в Олекминск совсем недавно?
— 1 декабря 2011 года по благословению епископа Романа. Теперь здесь каждую субботу и воскресенье идет служба. Начинаем ремонт, я сначала расстраивался, что у нас углы почернели, а настоятель московского Покровского монастыря, где находится икона Матронушки, сказал мне, что храмы коптятся там, где молятся. Очень верно сказано. Ведь главная миссия нашего храма в духовном возрождении горожан.
— Я слышала, что в церковь вы шли долгой дорогой.
— К вере я пришел в достаточно зрелом возрасте. Воскресился в 33 года. В 1995 году приехал жить на Ставрополье. Меня пригласили работать в гимназию. И буквально через год рядом появился человек, который открыл для меня всю радость веры, общения с Богом. Он до сих пор является моим духовным отцом, наставником в вере. Это ректор нашей Якутской семинарии Андрей Мороз. Он благословил меня на поступление в семинарию, хотя мне было трудно совместить техническое образование с религией. Но Господь все делает по своему разумению. Все в свое время. Работал заместителем директора гимназии, закончил заочно семинарию, а потом епископ Якутский и Ленский Роман пригласил меня в Якутию. В Якутске я был рукоположен, после чего приехал в Олекминск настоятелем.
— Как вы не побоялись поменять профессию?
— Это не профессия. Профессия у меня там осталась. Я самоед, люблю сомневаться в себе, но это вызывает у меня не уныние, а желание двигаться дальше. Долгое время, пока учился в семинарии, и три года после окончания сомневался, боялся сделать этот шаг, а вдруг Господь не даст благодати, радости. Но время пришло, и, когда я в два часа ночи получил приглашение, мы с супругой утром положили у руководителей заявления об уходе, а через две недели уже были в Якутске, хотя даже не представляли, где это находится, как, живя на Ставрополье, не представляли, что такое якутская зима. Знаете, как я это почувствовал? Выхожу на трап самолета, а у меня примерзает подошва ботинка. Это было мое первое впечатление от Якутии.
Каждый день удивляюсь и радуюсь, глядя на этот удивительный храм. У нас много планов. На втором этаже будем делать класс для воскресной школы, чтобы дети и взрослые, для которых весной открыли занятия, могли заниматься. Люди потянулись, ведь суеверия рождаются там, где нет знаний. Так что мой педагогический опыт пригодился, ведь для детей школа, пусть даже воскресная, — это уроки, а для взрослых — беседа, не мой монолог, а диалог. Только так.
— Как местные жители восприняли ваш приезд в Олекминск?
— Здесь долго не было священника, изредка приезжали из Якутска проводить службу. Люди просили, ждали и, когда я приехал, радовались, конечно, но первое время относились осторожно. Я должен был оправдать их надежды. Сразу пошел к людям, а люди в храм потянулись. Потом пошел знакомиться в школы, к местной власти. Нам же вместе жить.
— И как?
— Побеседовал с главой, поделился планами. Было легко, может быть, потому, что в Олекминске действительно очень ждали своего священника. Езжу по селам. Как только зимник устанавливается, сразу в машину и в дорогу. Священники на юге России избалованы цивилизацией. Они не знают, что такое, когда нет дорог, а вода в бочках. Недавно приехал туда, где жил на Ставрополье, и спрашиваю у священника, давно ли он был в соседнем селе, находящемся в 80 километрах. Он начал рассказывать о сложностях. Я только улыбнулся. Здесь всего 80 км дорог, а дальше только по реке. А Олекминский район по площади — это три Ставропольских края, но здесь в тысячу раз меньше жителей.
— И как вам наши люди?
— Другие. Открытые, добрые. Помню, едем по зимнику, остановились покушать, так все проезжающие мимо останавливались и спрашивали, не случилось ли чего и не нужна ли помощь. На юге такого нет. Здесь у людей, особенно в селах душа распахнута, они и верят душой, а не умом.
— Люди в церковь приходят?
— За полтора года мы крестили уже более 400 человек. Для многих это осознанное решение. Таинство Крещения мы проводим с разъяснениями. И люди не стоят и ждут, когда же батюшка наденет крестик, а участвуют в процессе. Это первые шаги их прихода к вере.
Многое надо объяснять, рассказывать, здесь нуждаются в этом. Так что у меня просветительская миссия. Людям в силу мирской занятости сложно и некогда открыть Библию и почитать. Я им помогаю овладевать знаниями. Дел много. Заказали киоты к иконам, лавочки, потому что на службу приходит много пожилых людей, которым трудно стоять. Дети приходят и спрашивают, чем могут помочь. Так что утверждать, что наша молодежь потерянная, неверно. Просто надо с ней общаться, и она откликнется. У них очень много вопросов серьезных, нравственных. В нашем приходе мы оказываем помощь Якутской духовной семинарии, отправляем студентам картошку. Там учатся два наших студента. Один заочно, уже рукоположен в священники и служит в Сунтаре. Другой — на третьем курсе, он иподьякон у владыки.
— Тяжело?
— Бывает, что мирское прижмет, тогда прихожу к этим иконам, думаю, молюсь. От них такое тепло исходит.
— Как супруга? Привыкла?
— Помогает в храме с девочками. Скучает, конечно, по родственникам, хотя есть и телефон, и Интернет, и скайп. Она моя надежда и опора, тот самый надежный тыл. Знаете, у меня иногда бывает ощущение нереальности происходящего со мной. Но я с радостью понимаю, что это и есть моя настоящая жизнь. Такое счастье.
По материалам Республиканской общественно-политической газеты "Якутия" (№110 от 21 июня 2013 г.)