ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

Роль православного духовенства в развитии культуры, образовании, просвещении народов Якутии просто неоценимы. Священники многие годы оставались самыми образованными людьми в улусах. Некоторые из них были врачами, учёными, занимались лингвистикой, этнографией, вели естественно-научные наблюдения, участвовали в научных экспедициях.

Деятельность Православной Церкви имела решающее значение в создании системы народного образования в крае. Причём просвещение касалось не только области религиозной и, что важно, было одинаковым для детей всех национальностей. Так, в открывшейся в 1812 г. в Олекминске духовной школе (в которую приняли 6 русских и 10 якутов) в программу были введены закон Божий и нравоучение, чтение, письмо, арифметика, «наставления об обязанностях человека и гражданина», грамматика, правописание, география, а кроме того, читалась книга «Краткое наставление о сельском домоводстве, о произведениях природы, о строении человеческого тела и средствах сохранения здоровья». А о.Димитриан Попов в своей первой в улусе частной бесплатной школе для одарённых детей (в с. Ытык-Кюёле) учил русскому и якутскому языкам, арифметике и Слову Божию.

В 1899/1900 учебном году действовали 49 церковно-приходских школ и 21 школа грамоты, пятиклассное женское епархиальное училище и воскресная школа в Якутске, образцовая школа при семинарии и школа грамоты при епархиальном училище. К концу XIX в. в церковно-приходских школах получала образование будущая элита якутского народа.
Православие способствовало углублению хозяйственных связей русского и коренных народов края. Духовенство помогало развитию новой прогрессивной отрасли экономики Якутии – земледелия.

Трудно переоценить роль православного священства в деле создания якутского литературного языка. По существу, якутская литература (как и русская) стала побочным продуктом христианской проповеди. Так же, как и славяне, народы Якутии не имели грамматики. Так же, как и в России, в Якутии письменность была создана ради того, чтобы донести до людей Слово Божие на их родном языке. Благодаря появлению якутского письма и распространению его через систему церковно-приходских школ был сохранён древний якутский эпос Олонхо, фольклорные, исторические, этнографические сведения. Была заложена основа для появления национальной литературы.

Многие считают, что народы Якутии приняли Православие только поверхностно, что не хватило 2-3 поколений для их реальной, глубокой христианизации. Другие утверждают, что якуты в такой исторически (почти беспрецедентно) кратчайший срок успели стать православным народом. Бесспорно одно: Христос вошёл в сердца, сознание и быт многих и многих северян. Во всяком случае, Православие стало тем духовным фундаментом, на котором выстраивалась совместная жизнь разных народов, населяющих Якутию, – оно роднило и примиряло.
Прибывший в 1911 г. к месту нового служения епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (Заборовский) вспоминал впоследствии: «Меня поразила вера якутов во Христа. Во всех главных моментах своей жизни якут звал священника и просил его молитвы…» В 1916 г. якутский лингвист С.А.Новгородов писал: «Заветы старины, хотя не очень упорно, но всё же продолжают жить с Православием... В результате пастырских попечений якутская масса фанатично верит в существование Бога, называя его по старому Тангара айыы, Айыы тойоном».