За спиной – тесовый пыльный город.
Коч в затоне ладят казаки.
А с крутого Ленского угора
Женщина глядит из-под руки.
……………………………..
Где ей знать, откуда бедной ведать,
Что Дежнёв ещё на полпути,
Что через снега, шторма и беды
Будет двадцать лет он к ней идти.
Но однажды ей протянет руки
И обнимет крепко, не дыша.
Только вот сгоревшая в разлуке
Не воскреснет заново душа.
………………………………
И о верности подруги милой
Будет всем рассказывать окрест
Над простой якутскою могилой
Русский православный светлый крест.
Владимир Фёдоров. Абакаяда
В 1640 г., перед уходом в свой знаменитый поход на восток, Семён Дежнёв обвенчался в Якутске с местной красавицей Абакаядой. Именно так впервые начали принимать крещение якуты – создавались смешанные семьи, рождались дети, и «русский» Бог становился своим для них.
Первые отряды промышленника Пантелея Пянды, казаков Василия Бугора, Антона Добрынского, Мартына Васильева, Ивана Галкина и других побывали на Лене уже в 20-х годах XVII века. Однако датой вхождения Якутии в состав России принято считать 1632 год, когда енисейский казачий сотник Пётр Бекетов основал на правом берегу реки Лены острог и отправил царю челобитную: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я с служилыми людьми на Лене острог для государева величества в дальней окраине и для государева ясачного збору и для приезду якуцких людей. А преж тово на Лене реке и в якуцкой земле государева острогу не бывало нигде».
Конечно, всякое случалось в совместной нашей истории – и кровавые стычки, и обман, и вероломство. Но именно потому, что были казаки-первопроходцы православными и не представляли жизни своей без Бога, именно потому, что монахи и священники напоминали своим чадам о милости и любви, присоединение территорий и народов, их населяющих, происходило большей частью мирно, а самое главное, в мире протекала долгая совместная жизнь.
Первый архиерей возрождённой в наши дни Якутской епархии архиепископ Герман (Моралин) писал: «Я думаю, совершенно неверно оценивать Православие как часть колониальной политики царизма. Важно понять, что христианское просвещение было естественным желанием православного царя, деятелей Церкви, многих (конечно, отнюдь не всех) чиновников, промышленников, купцов, всей душой верующих в Бога, – желанием, чтобы народы, которые входили в государство Российское, не пропали во тьме идолопоклонства, чтобы они приобщились к христианской вере… Освоение якутских земель и духовное просвещение народов, их населяющих, шло нераздельно. Это были как бы две параллели».
А епископ Якутский Зосима (Давыдов) подчёркивал: «Русские поселенцы, пришедшие вслед за казаками, не были «штатными» миссионерами». Да и царское правительство в XVII – начале XVIII века не ставило задачи распространения христианства среди населения Якутии. Просто люди русские не могли жить без Бога и Его служителей. Именно поэтому, когда в 1638 г. царское правительство учредило в Якутском остроге самостоятельное воеводство, было решено послать туда священников, «…чтобы на Лене реке без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали». В церковно-административном отношении воеводство было приписано к учреждённой в 1620 г. Тобольской епархии, в состав которой входила вся территория Сибири.
В 1641 г., вместе с первыми якутскими воеводами – стольниками П.П.Головиным и М.Б.Глебовым, в Ленский острог прибыли два иеромонаха, два женатых священника и соборный диакон. От Тобольского митрополита они получили антиминс и строгий наказ: «А буде кто из ясачных людей похочет креститца своею волею и тех людей велети крестить, сыскав про них допряма, что своею-ли волею они хотят креститца, а крестя, устраивать их в государеву службу.., а будет кто из них женского полу, жонки или девки похотят крестица, и тех женок и девок велеть крестить и выдать замуж за новокрещенного ж и за русских служилых людей».
Летом 1643 г. воевода Головин построил новый Якутский острог, который сразу же приобрел значение административного и церковного центра в уезде. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы – в честь Святой Троицы и во имя преподобного Михаила Малеина. Теперь уже сюда присылались из Тобольска священники для совершения служб и приходили местные жители, желающие принять крещение.
Важным церковным событием стало строительство в 1663 г. (1664 г.) в Якутске Спасского мужского монастыря – первого на северо-востоке азиатской территории Русского государства. (Сегодня на его месте находится Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера имени Е.Ярославского). Монастырь на многие годы стал основным очагом духовной, культурной и хозяйственной жизни в Восточной Сибири. Его братия, кроме совершения служб и треб, занималась распространением азов православной веры и грамотности среди местного населения. А с основанием около 1700 г. «пришельцами из разных мест России» Спасской церкви в Зашиверске было «положено твёрдое начало христианского просвещения среди инородцев, населяющих северо-восточный угол Сибири» – юкагиров, эвенов.