12 октября 2014 года, в неделю 18 по Пятидесятнице, епископ Якутский и Ленский Роман возглавил Божественную Литургию в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе. По завершении богослужения архипастырь обратился к верующим со словами проповеди:
- Воскресный день по зову и заповеди Спасителя мы должны посвятить молитве — благодарственной, воспевающей Господа. Если взять всю полноту человеческой жизни в течение недели, это небольшая часть — всего несколько часов, но какие они важные! Во-первых, за эти несколько часов мы получаем необходимую силу Божественных энергий, поддерживающих и сохраняющих нас от бед, стихий и падений. Во-вторых, еще важнее эти часы потому, что в молитве участвуют и тело, и душа, и умом мы возносимся над повседневной жизнью, и ум стараемся наполнять чем-то значительным — Божьим Словом, которое всегда действенно и актуально, которое приводит наше сознание в порядок.
Сегодня мы слышали евангельский отрывок из Нагорной проповеди Спасителя: «И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:31-36).
Эти слова очень важны — через них созидается жизнь не только каждого из нас, но и в обществе в целом. Золотое правило этики: не делай другому того, чего не сделаешь себе. Это предел: если мы в своей жизни не будем поступать так, то все человеческое общество развалится. Если мы поставим на первое место преобладание над другими, то общество начнет пожирать самих себя.
Часто в пылу ссоры, гнева и обиды мы забываем эти слова, думаем, что нас неправедно оскорбили или наказали — и поступаем с ближним совсем не так, как хотим, чтобы поступали с нами. Тем самым мы не только толкаем себя самих к погибели, но и все общество ведем туда же.
Сегодня Христос говорит еще и о любви к врагам. Какой тяжкий крест! Какое сложное требование! Тут бы ближних научиться любить, себя бы научиться правильно любить! - А Христос говорит о любви к тем, кто нас обижает, унижает, оскорбляет, не считается с нами...
Он говорит об идеале, к которому мы должны стремиться. Мы должны быть выше конфликтов и разделений. И мы можем быть выше их — потому что созданы по образу и подобию Божьему, а Бог, чистейший и совершеннейший, Творец вселенной, наши грехи и оскорбления забывает и прощает.
Но научиться всепрощению и милосердию, которое есть у Бога, очень сложно. Наверное, это задача всей жизни.
Чуть позже в Евангелии, когда ученики Христовы, услышав Его наставления, воскликнули: «Господи, возможно ли людям совершить все это?!» - Он ответил: «Людям невозможно. Но Богу — возможно».
В содействии с благодатью Божией мы можем быть выше проблем, забывать обиды — поступать по-Божьи. Только вместе с Ним. А это значит — в молитве.
В течение двадцати веков эти христианские идеалы были светом для многих миллионов людей, тысячи из которых прославлены ныне в лике святых. Соблюдая заповеди и тем живя с Богом, они достигли вечной жизни. Будем и мы, слушая эти наставления, стараться и в нашей жизни реализовывать их.
Один из великих святых Православной Церкви преподобный Максим Исповедник говорит: если на первых порах не можешь любить врага, постарайся хотя бы не мстить, не таить долго обиду, не раздувать в себе гнев — это первый шаг.
Уверен, что если мы будем поступать так, то недалеки мы будем от Царствия Небесного и спасения в Боге.